Соционический сайт Сайт соционики

Ваш ТИМ

Какой вы ТИМ?


Описание дуальности по Стратиевской

Описание дуальных отношений между Джеком Лондоном и Драйзером


1.Джек — Драйзер. Дуализация как деловое сотрудничество
— Какие особенности характерны для этой диады? — любопытствует Читатель. — Что в первую очередь отличает её от других?

— Начнём с программ ТИМов этой диады (канал 1— 5): программа логико - интуитивного экстраверта (ЛИЭ, Джека) — альтернативная деловая логика — логика рискованных, экстраординарных действий...Это программа человека, который в любой ситуации находит самый неожиданный выход, изыскивает резервы там, где их никто не видит, решает свои проблемы неординарным способом. Человеку с такой программой очень трудно существовать в рамках однообразных, обыденных семейных отношений. Серые будни действуют на него угнетающе. Представителям этого ТИМа жизнь без тревог, без романтики, без ярких и сильных переживаний не представляется интересной. Ведь здесь речь идёт о людях, чья профессия сопряжена с экстремальностью: здесь и путешественники, и первопроходцы; и первооткрыватели, и исследователи, и спасатели, и каскадёры, и испытатели — всех не перечислишь....

— И все они имеют право на личное счастье...Должны заводить семью, иметь детей… Или для них это природой не предусмотрено?

— Ещё как предусмотрено! Для этого им и предназначен природой такой партнёр как этико - сенсорный интроверт — ЭСИ, Драйзер.

Отправляясь в дальнее странствие или решаясь на опасное предприятие, Джек должен быть абсолютно уверен в том, что у него есть защищённый тыл, есть “тёплый дом” — место, где его ждут и куда он должен непременно вернуться.

Джеку совершенно необходимо знать, что он сам кому - то очень нужен и дорог, что его жизнь кому - то чрезвычайно дорога и ценна, что есть человек, который его любит, его ждёт и о нём заботится. И если этого не будет, его риск обесценивается, его жизнь, его работа теряют смысл. Ведь, (в соответствии с системой ценностей третьей квадры и своей дуальной диады) Джек и рискует собой ради благополучия и благоденствия своей “команды”.

Его “команда” — это вполне определённый круг людей, с которыми он связан прочными и надёжными отношениями. Ради дружбы, любви, уважения и покоя этих людей он готов брать на себя любые нагрузки — и физические, и психологические, переносить любые испытания, идти на любой риск, на любые жертвы, — но всё это имеет смысл только в том случае, если это кому - нибудь нужно. Но у программы альтернативной деловой логики (-ч.л.1) есть ещё и другой ракурс применения: инволюционная деловая логика — это ещё и восполнение упущенного в работе, в методиках и технологиях — поиск альтернативных решений, выполнение срочных работ, доработка недоработанного в кратчайшие сроки и т.д.

У ЛИЭ, Джека, как бы интенсивно он ни работал, всегда накапливается огромное количество неотложных дел, устав от выполнения которых, он иногда позволяет себе немного расслабиться и отдохнуть (но ненадолго, потому что накапливаются новые срочные дела, несделанного всегда больше, чем сделанного — таков удел “деловика” - инволютора: чем больше делаешь, тем больше неотложных дел остаётся — и так всю жизнь!).

В период отдыха Джек тоже старается восполнять какие - то упущенные дела, и к числу таких “дел” может отнести и устройство личной жизни, которое он тоже старается сделать быстро, рационально, с наименьшей затратой времени и душевных сил. Не пренебрегает и альтернативными методами: не получилось найти партнёра в одном месте, ищет в другом…

— Да, но, действуя таким образом, Джек может взять в партнёры любого свободного человека из тех, что “под рукой”...

— Чаще всего это и происходит. Партнёр подбирается именно тогда, когда он крайне нужен (для каких - то совершенно прагматичных целей) и по тем же самым критериям, по каким Джек подбирает себе команду. А поскольку команду Джек обычно подбирает себе в кратчайшие сроки, на какое-то короткое, оперативно выполняемое дело (по окончании которого команду можно быстро распустить), тот же подход им используется и при выборе партнёра: главное — заполнить вакансию, “завербовать” человека на должность “спутника жизни”, а заставить выполнять его взятые на себя обязательства — это уже второй вопрос, (но он как раз и оказывается самым трудным).

В силу присущей им беспечности и оптимизма (позитивизма), представители ТИМа ЛИЭ (Джек) наивно предполагают, что заставить партнёра выполнять свои обязательства они смогут без особых хлопот — ведь должно же у него быть какое - то чувство ответственности перед своей семьёй, своей командой. Реальность их часто разочаровывает, особенно, если подбирают партнёра наспех и вслепую: многих "случайных попутчиков" Джека — случайных и кратковременных его партнёров и партнёрш пугает такой откровенно циничный и прагматичный подход. Совместная жизнь как деловое сотрудничество, основанное на смутных, расплывчатых перспективах и подтасованных, сомнительных стимулах (ни материальных, ни этических — никаких!) — мало кому покажется привлекательной.

Конечно, лучше всего ожидаемым требованиям Джека соответствует его дуал Драйзер, который, связав себя договором, считает необходимым скрупулёзно и тщательно его соблюдать. (Не дожидаясь, пока ему на них укажут или напомнят.) Даже разочаровавшись в командных, партнёрских отношениях, Драйзер остаётся верен принятым на себя обязательствам. (Если чем - то недоволен, винит себя за доверчивость и неосмотрительность — сам виноват: не предусмотрел всех последствий такого альянса, не уточнил все условия и пункты договора. Но то, что заранее с ним обговорено и условленно, выполняет безоговорочно.) Там, где другие отступают, Драйзер тянет свою лямку: "давши слово, крепись", "взялся за гуж, не говори, что не дюж" — такими поговорками он себя и удерживает в рамках принятых обязательств. (Потом, отработав контракт, зарекается впредь иметь дело с эксплуататором - Джеком, особенно если тот сверх всякой меры злоупотреблял терпением и уступчивостью Драйзера.)

Чувство долга для Драйзера — это не пустое слово, поэтому, если уж он берётся за какое - то дело, если уже что - то обещает, то выполняет это безупречно и неукоснительно. Поскольку именно такое отношение к делу и к своим обязанностям продиктовано его творческим аспектом волевой сенсорики (+ч.с.2) и является реализационной составляющей его этической программы (-б.э.1 )

Таким образом, и дуализация в этой диаде происходит тогда, когда партнёры собираются в одну команду и определяют для себя дальнейшие планы и цели, оценивают деловые, этические и волевые качества друг друга и договариваются о дальнейшей совместной работе и жизни, предполагая, что всё в этой жизни — печали и радости, удачи и неудачи, успехи и поражения — они будут делить поровну. Решения принимаются иногда в рекордно короткие сроки, но здесь это никого не смущает — главное для партнёров, поскорее объединиться и начать совместную, трудовую жизнь. (Пример такой дуализации представлен в русской классической литературе в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина". Два персонажа — Константин Левин (ЛИЭ, Джек) и Кити Щербацкая (ЭСИ, Драйзер) именно с трудовых будней начинают свою семейную жизнь. К удивлению родственников они отказались от свадебного путешествия и решили провести медовый месяц в деревне, в родовом поместье Левина, где каждый из них, сразу же по приезде, приступил к своим будничным, семейным обязанностям: Левин управлял имением, Кити вела дом. Оба были счастливы этим и ничего лучшего для себя не желали. Никаких жалоб на чрезмерные нагрузки или на недостаток внимания Левин от Кити не слышал. Даже если ей и не хватало его общества, если он не мог уделить ей столько времени и внимания, сколько ей бы хотелось, она понимала, что он занят важным, ответственным делом, не требовала большего и не роптала по пустякам.)

Как видим, в отличие от предыдущей, иррациональной диады третьей квадры, в этой — инволюционной, рациональной диаде всё происходит значительно проще, быстрее — по- деловому и “без затей”. Партнёры здесь не наворачивают препятствий на пустом месте, не изобретают ничего трудновыполнимого, полагая, что сама жизнь подбрасывает достаточное количество проблем и загадок — умей только вовремя их разглядеть. Поэтому и позволяют себе довольно часто рисковать при выборе партнёра, полагая, что смогут с лёгкостью расстаться с тем, кто не оправдал их ожиданий.(Сам Левин получив при первом сватовстве от Кити отказ, уже подумывал жениться на первой же встречной крестьянке из его имения, полагая, что этот вариант вполне мог бы его устроить, — привычная к труду, работящая, неприхотливая, непритязательная жена будет удобна ему во всех отношениях. По счастью, жизнь вовремя внесла свои коррективы в его планы: он поучил согласие княжны Щербацкой, и Кити, несмотря на своё аристократическое происхождение, оказалась именно такой женой, о которой он мечтал, — беззаветно любящей, заботливой, честной, преданной, непритязательной, работящей.)

Джек и Драйзер — демократичная диада (гамма - квадра — квадра демократов), — отсюда и демократичный подход к труду. (В романе это тоже отражено в сцене покоса, в котором участвует Константин Левин бок о бок с крестьянами, — косит траву и получает удовольствие и от самого процесса работы, и от простых, удобных ему "командных" отношений с крестьянами — вместе поработали, вместе пообедали, поговорили о делах, и все равны, и все довольны друг другом, и все чувствуют себя друзьями — идеальные отношения!

2. Джек — Драйзер. Взаимная активация по интуитивным и сенсорным аспектам (канал 2— 6)
Совместная жизнь, по мнению представителей этой диады — это, в первую очередь, совместный труд, а значит и изначально организовать её надо, как совместную работу, а не как пикник или увеселительную прогулку. По этой же причине и “конфетно - букетный” период ухаживаний партнёры стараются предельно сократить — лучше приберечь средства на что - нибудь стоящее.

— Не слишком - то романтично!..

— В этой диаде своё представление о романтике. И простота и безыскусственность отношений здесь никого не смущает, непритязательность, неприхотливость считается нормой жизни.

Планомерность, размеренность планов здесь тоже никого не шокирует. В этой диаде умеют и любят жить “по плану” и “по расписанию”. Творческий интуит и стратег Джек “расписывает” конструктивные планы для себя и своей команды...

— И это здесь считается нормальным?.. — иронизирует Читатель.

— Ненормально, когда этого нет. Ненормально, когда Джек пассивно вписывается в чужие перспективные планы, когда плавно “перетекает” от одной “чужой” цели к другой. Ненормально, когда он (стратег!) бесцельно плывёт по течению или уносится в стремнину бурным потоком страстей, азартных прихотей и искушений — вот это для Джека опасно. (Но ещё опасней для его партнёров, членов его команды, связанных с ним обязательствами). Ненормально, когда перспективные планы для Джека выстраивает кто - то другой, а его заставляют этим планам подчиняться.

Джек должен иметь свои чёткие и конструктивные планы — аспект интуиции времени — его творческая функция (+б.и.2). В своих планах Джек должен работать на опережение, а не следовать чужой указке. Джек должен сам составлять свои планы, выстраивать их для себя и своей команды, должен уметь их отстаивать, чего бы ему это ни стоило. Вот это — нормально! Всё остальное может привести к депрессии с последующей деградацией личности, либо к психосоматическим заболеваниям с летальным исходом.

Наличие чётких и перспективных планов удобно и дуалу Джека Драйзеру: определённые и чётко заданные сроки активизируют его по аспекту интуиции времени (-б.и.6), позволяют успешней и продуктивнее реализовать себя в творчестве (что для Драйзера как квестима и представителя третьей квадры чрезвычайно важно).

В отсутствие определённых и чётких перспектив у Драйзера возникает угнетённое, подавленное состояние, вызванное ощущением безысходности, неопределённости целей и жизненных планов (отсутствие активации по аспекту интуиции времени: -б.и.6).

Настолько же, насколько важно Джеку найти нужного себе человека, настолько и Драйзеру очень важно быть кому - то нужным, важно быть творчески и этически востребованным (на этом построена его творческая инициатива по аспекту волевой сенсорики (+ч.с.2), активизирующая Джека (-ч.с.6).

Стремясь поскорее реализовать именно эту сторону своей этической программы, Драйзер, также как и Джек старается не затягивать период ухаживаний и период сватовства (как бы красиво за ним ни ухаживали), ему важно скорее перейти к делу, ради которого он и ищет себе партнёра — поскорее начать с ним совместную жизнь, поскорее начать заботиться о том, кто этого достоин.

И если Драйзер не встречает такого человека, ему становится “мучительно больно за бесцельно прожитые годы”, у него возникает ощущение досады от того, что он в лучших своих качествах не востребован, вызванное осознанием каких - либо этических упущений (инволюционная этика отношений: - б.э.1) — кого - то “недолюбил”, кому - то чего - то недодарил — не реализовал свой этический, творческий, волевой и возможностный потенциал (Была возможность кого - то осчастливить, но этот шанс достался не ему…).

3. Драйзер. Ответственность и чувство долга по отношению к себе и к партнёру
Разочаровываясь в партнёре, Драйзер испытывает досаду, вызванную осознанием всё тех же этических упущений — не того любил, не на того себя растрачивал. После чего может перечеркнуть всё, что было у него с этим человеком и начать жизнь “с чистого листа” (беспечный).

С “чистого листа” Драйзер и Джек могут начать жить в любом возрасте (беспечные).

Так, например, случилось с одной пожилой дамой ЭСИ (Драйзером), которая, будучи замужем за моряком, двадцать с лишним лет ждала его на берегу, педантично хранила ему верность, соблюдала все взятые на себя обязательства, была примерной женой, заботливой матерью и образцовой хозяйкой. Безропотно переносила все тяготы и лишения, откладывая всё лучшее “ на потом”, полагая, что когда - нибудь, когда он выйдет на пенсию, они “счастливо будут жить для себя и друг для друга”. Каково же было её удивление, когда муж, сойдя на берег, стал активно навёрстывать упущенное, но уже с другими партнёршами. “Спрашивается, зачем же я его ждала?! — возмущалась ЭСИ, Драйзер. — Зачем столько лет хранила ему верность, если за всё это он платит мне такой чёрной неблагодарностью?! Теперь, когда я постарела и подурнела, я ему уже не нужна?! Получилось так, что за двадцать лет жизни, прожитой вместе, но врозь, я стала для него чужим человеком. Старость свою он хочет провести не со мной. И я для себя решила, что теперь тоже буду искать себе другого партнёра, буду ему изменять. Довольно с меня самоограничений!..”

— А она могла в своё время поступить иначе?.. — спрашивает Читатель.

— В том - то и дело, что нет. И не только потому, что тогда ещё муж не давал ей повода так поступать — не давал основания платить изменой за измену. Но ещё и потому, что от своей этической программы, основанной на очень жёстком и несокрушимом чувстве долга Драйзер всё равно отступить не может. Хочет он того или нет, а пример ответственного отношения к своим обязательствам он должен собой представить. Куда бы его ни занесло, в какую бы бездну ни “забросило”, его этическая программа (-б.э.1) в её жёсткой волевой реализации (+ч.с.2) обязывает его соблюдать все условия договора, удерживает и оберегает от многих соблазнов и искушений.

— Даже наперекор природе?!

— Наперекор всему. (Иногда даже наперекор здравому смыслу.) Драйзеру в первую очередь важно быть честным перед самим собой. И в этой связи, его порядочность, его преданность партнёру и верность долгу — это в первую очередь честность по отношению к самому себе. Во всём, что касается собственных обязательств, Драйзер сам себе контролёр. Верность и преданность для Драйзера — это не “заслуга” и не “подвиг”, а естественное следование своей природе и своим инстинктивным, этическим программам.

С другой стороны, и заповедь "око за око" ("мера за меру") никто не отменял. Логика соотношений (-б.л.3) — контактная и функция Драйзера, обязывает его "выравнивать" отношения по справедливости: если партнёр перед ним виноват (не выполнил свою часть обязательств), Драйзер должен ответить ему тем же — разорвать контракт и отказаться от принятых на себя обязательств ("мера за меру").

Разочаровываясь в командных качествах партнёра, Драйзер в первую очередь лишает его своей этической и сенсорной поддержки и делает всё возможное, чтобы с ним расстаться (рассматривая разрыв своих с ним отношений как самую страшную для него кару).

С возрастом Драйзер, безусловно, становится терпимее к чужим недостаткам — появляется опыт, появляется понимание поступков человека, понимание мотивов его поведения, позволяющих его оправдывать. Поэтому разочарования Драйзера не останавливают: он тоже активно ищет подходящего спутника жизни, тоже часто рискует и, как следствие, часто меняет партнёров, умудряясь их при этом перевоспитывать...

— И этим он тоже восполняет свои и чужие этические недоработки и упущения...

— Если Драйзеру не удаётся сразу же найти себе достойного партнёра, он не оставляет надежды создать “подходящего”, из того, что есть (следуя принципу “Я тебя слепила из того, что было”). И только отчаявшись вылепить “подходящего партнёра” из “неподходящего материала”, а также определив для себя, в конечном итоге, какими качествами должен обладать подходящий ему партнер, Драйзер программирует себя на поиски соответствующего его новым ориентирам спутника жизни — ищет того, на кого можно сразу же положиться, кого не нужно ни “перевоспитывать”, ни "ломать". И вот на этом этапе Драйзера может “вынести” на Джека, с которым отношения у него могут сложиться довольно легко и быстро…

— Что же он — возьмёт Джека на абордаж, сделает “охотничью стойку”?..

— Ни в коем случае! Джек как стратег - деклатим принадлежит к той категории людей, которых не слишком - то прельщают легко достижимые цели. И, кроме того, как стратег - деклатим, Джек никому не позволяет захватить себя силой. К человеку, который слишком быстро сближает дистанцию, Джек относится настороженно (подсознательно ориентирован на воссоединение с квестимом - Драйзером, который обычно держится очень обособленно и неохотно сокращает дистанцию) Но ещё подозрительней Джек отнесётся к тому, кто, демонстрируя своё прекраснодушие, слишком спешит втереться к нему в доверие (что тоже не свойственно его дуалу — квестиму - негативисту - конструктивисту). И если какой - нибудь новый знакомый резко проникнется к Джеку симпатией и скажет: “Слушай, а что это я в тебя такой влюблённый?”, Джек подумает: “А в самом деле, чего это он в меня такой влюблённый? Чем это я его покорил?”

4. Джек — Драйзер. Сокращение дистанции
В этой диаде (так же, как и в любой другой) существует свой порядок сближения с партнёром, свой кодекс правил, свои традиции и “брачные ритуалы”, заложенные в доминирующих психологических признаках и программах обоих партнёров. Подсознательно Джек сориентирован на осторожного тактика - Драйзера, которому негативизм и проблематичная интуиция потенциальных возможностей (+ч.и.4) не позволяют слишком быстро сближаться с партнёром, а этические принципы не позволяют “навязываться” партнёру, лишая его права свободного выбора.

— А если Драйзер захочет обратить на себя внимание Джека?

— У него есть масса возможностей сделать это и не вешаясь дуалу на шею. (Внешней привлекательностью, сдержанностью, отзывчивостью, строгостью, умением “быть в форме”, умением создать приятную, расслабляющую обстановку домашнего уюта и тепла везде, куда бы ни ступила его нога — всем этим Драйзер может покорить своего дуала.)

Но при этом необязательно открывать все карты сразу: не нужно раздаривать добрые услуги щедрой горстью, выплёскивать их как из “рога изобилия”. То, что легко даётся, Джеком не слишком ценится: не следует забывать, что Джек — стратег деклатим с "ненасытной" и проблематичной деклатимной сенсорикой ощущений (+б.с.4) склонной требовать всего самого лучшего, всего побольше и сразу. Изнеженность и пресыщенность удовольствиями противопоказана Джеку как человеку сурового образа жизни и представителю экстремальных профессий.

А, кроме того, Драйзер хотя бы на начальном этапе отношений должен оставаться тактиком, — должен держать оборону, или создавать видимость обороны (даже, если на него никто не “нападает”). Тактик не обязан открывать стратегу “зелёную улицу”, но не обязан и возводить препятствие на ровном месте (по крайней мере, в этой диаде).

Дуал - тактик должен быть интересен своему дуалу - стратегу, должен возбуждать и поддерживать его интерес к себе, но опять же, только приемлемыми в его дуальной диаде способами. Поэтому, как бы ни хотелось Драйзеру сократить дистанцию с Джеком, без должной проверки партнёра на серьёзность намерений и отношений (а при определённых условиях без соблюдения необходимых, традиций, ритуалов, формальностей и приличий) он этого делать не будет. Слишком доступный Драйзер в глазах Джека немногого стоит.

— Значит не случайно в среде социоников распространено мнение, что “Если Драйзер говорит “Да!”, то это не Драйзер”?

— Это не так бесспорно, как кажется. Не будем забывать, что Джек и Драйзер — демократы - объективисты - рационалы. Поэтому здесь не любят неопределённости, не терпят двусмысленных намёков, не любят “наводить тень на плетень”. Здесь принято просто и объективно называть вещи своими именами.

Партнёрам в этой диаде очень важно быть уверенным в том, что они правильно понимают друг друга и могут друг другу доверять. В каждой диаде существует свой кодекс правил: в рациональной диаде — это обязательная верность принципам и убеждениям, готовность прийти на помощь, честность, преданность и прямота — иногда, в силу неопытности, слишком открытая и прямодушная.

Поэтому, что бы там ни говорилось, у Драйзера “нет” — это нет, а “да” — это да. А всё, что находится между этими понятиями, всё, что ещё не решено и не определено окончательно — “может быть”. Джек, настроенный на ту же этическую программу, действует в соответствии с брачным сценарием: ни к чему противоправному или противоестественному свою партнёршу не принуждает; отказы её принимает спокойно, набирается терпения и ждёт.

— А если проявляет нетерпение?

— Вот если он проявляет нетерпение, проявляет агрессивную и чрезмерную настойчивость, от такого “Джека” лучше держаться подальше. Это значит, что здесь имеют место какие - то “сбои программы дуализации”, которые в будущем ещё больше запутают и дезориентируют обоих партнёров. (Не исключён и прагматичный, своекорыстный подход со стороны Джека, — брачная афера, или какой - то другой меркантильный расчёт, который тоже имеет смысл учитывать.)

— Такие варианты тоже возможны?

— Такая опасность существует, потому что не в правилах представителей этой диады (объективистов, доверяющих личному наблюдению) наводить друг о друге справки, проверять все факты биографии партнёра, все обстоятельства предшествующие этому знакомству. Главным образом, это не свойственно Драйзеру, который считает такие проверки неэтичными. Ходить и собирать сведения о человеке здесь считается неприличным. Представители этой диады будут глубоко возмущены, если узнают, что за ними “ шпионят”, “наводят справки” и собирают о них “информацию”.

— А как же осторожность?

— Джек доверяет своей интуиции, а Драйзер как квестим - негативист долго держит очень далёкую дистанцию. И не сократит её, пока не начнёт доверять партнёру, пока не получит от него самого всю необходимую ему информацию. Если вообще не получит информации, значит сближаться не будет, даже, если партнёр ему интересен. Будет краем уха улавливать какие - то сведения нём, но специально ходить и наводить справки не станет — не рискнёт преждевременно обнаруживать свой интерес к партнёру, побоится оскорбить его недоверием, побоится потревожить его, нарушить что - либо в его жизненном укладе. Как программный этик - объективист Драйзер не позволит себе нарушать душевный покой близкого ему человека, будет осторожно (как и свойственно квестиму - тактику) сокращать дистанцию, наблюдая за ним издалека...

— Вот так всё этично и деликатно в этой диаде?...

— На далёкой дистанции и на начальном этапе отношений к партнёру никаких особых требований не предъявляют — “вольному воля...”. Но если партнёр уже вошёл в команду, да ещё претендует на право лидерства в ней, тогда требования к нему предъявляются очень высокие: капитан не имеет права вести свой корабль прямиком на рифы. (А с Джеками это иногда случается). И беспокойство Драйзера здесь понятно и объяснимо (при его проблематичной интуиции потенциальных возможностей он может быть и слишком беспечен и слишком осторожен. ) Подстраховывается в процессе взаимодействия с партнёром, этически корректируя его действия по мере необходимости: старается этически повлиять на партнёра, апеллирует к его совести и чувству долга. Пытается заставить его руководить командой прозрачно, стараясь и близко не допускать неприятностей, к которым могут привести опасный риск и необдуманные действия Джека.

— И это ему удаётся?

— Вот в этом - то вся проблема: как программный деловой логик Джек ни при каких обстоятельствах не позволяет себя контролировать в делах. Даже если он нечестно и неправильно ведёт свои дела, он разыгрывает роль наиболее заинтересованного в успехе своего предприятия человека и никому не позволит вмешиваться в свою работу, будет искренне возмущён проявленным к нему недоверием. Если Джеку выгодна его безответственность (если он маскирует ею какой - то порок или свой недостаток), он становится практически неуловим и направляет все силы на то, чтобы замести следы, поэтому и поймать его за руку и притянуть к ответу бывает очень трудно.

— Но ведь есть предел безответственности...

— Именно. И превышение этого предела может рассматриваться как патология или отклонение от нормы. Поскольку чувство ответственности (заложенный в аспекте волевой сенсорики, доминирующем в этой диаде) основано на глубочайших инстинктивных программах (обеспечивающих выживание вида в целом и способствующего эволюции ТИМа) реализуется Джеком инертно и инфантильно: в рамках его активационной функции (-ч.с.6) в ответ на дружескую помощь и участие Драйзера. Поэтому полностью игнорировать просьбы и требования Драйзера Джек не может. Но если это всё же происходит (если имеет место именно такое патологическое отклонение от нормы), тогда уже Драйзер будет бессилен повлиять на Джека, но — что самое печальное! — из -за естественного для него чувства ответственности Драйзер оставить Джека не сможет, поскольку не сможет понять, чем обусловлено такое безответственное поведение партнёра.

— А в чём причина?

— В отсутствии всех необходимых сведениях о партнёре, всё в той же изначальной недосказанности, которая бывает выгодна Джеку. Вступая в брак, Джек обычно рассказывает о себе только то, что, по его мнению, необходимо знать о нём партнёру. Но не более того! При этом может утаить какую - то важную для партнёра информацию: наличие каких- то крупных долгов, которые он предполагает погасить тайком от своего брачного партнёра из их общих будущих сбережений. Может не рассказать, о каких - то важных связях и отношениях на стороне, может не рассказать о своей прежней судимости, считая, что партнёру об этом знать необязательно. Может не рассказать о тайных пристрастиях к азартным играм, полагая, что с ними он как - нибудь и сам справится. Да и мало ли у кого какие проблемы были в прошлом? Кто не без греха? Пока есть время и возможности, всегда можно что - то исправить и изменить. А жизнь инволютора - Джека практически вся состоит из таких "исправлений и изменений". На то она и жизнь, что в ней все время приходится что - то исправлять.

Вот Джек и "исправляет" её по ходу дела, часто за счёт партнёра, злоупотребляя его доверием, верностью, преданностью и терпением, истощая его силы и возможности.

— Какой же из этого сделаем вывод?

— Прежде всего, Драйзер не обязан быть тем, за чей счёт Джек будет оплачивать свои долги, исправлять ошибки своей молодости и т.д. О самых неприглядных фактах своей биографии Джек должен заранее сообщить Драйзеру. (Дуализированный Драйзер до такой степени беззащитен перед прагматичными манипуляциями Джека, так боится обидеть его подозрением, что злоупотреблять его доверием и терпением — величайший грех.)

У Джека (у нормального Джека) ДОЛЖНА БЫТЬ НОРМАТИВНАЯ ПРОГРАММА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ перед ближайшим партнёром — тем, с кем он делит крышу, стол и постель. Ещё до вступления в партнёрские отношения (тем более, если это серьёзные отношения) Джек должен честно признаться будущему спутнику жизни во всём, что касается его долгов, пристрастий и обязательств перед другими людьми. И если партнёр соглашается связать с ним свою жизнь, он принимает его со всем этим “приданным”. Точно также поступает и Драйзер по отношению к своему потенциальному партнёру (может даже при первом знакомстве всё про себя рассказать). В этой диаде, как и во всех рациональных диадах социона, ПРИ НОРМАЛЬНЫХ, ЗДОРОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ НЕ ПРИНЯТО УТАИВАТЬ ОТ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРА СВОИ ПРОБЛЕМЫ. НЕ ПРИНЯТО ВХОДИТЬ В ПАРТНЁРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ОБМАННЫМ ПУТЁМ. (Это нарушение кодекса правил). Все понимают, что “приданое” может быть как позитивным, так и негативным. И уж если берут человека в команду, так вместе со всей его ношей, которую и тянут сообща.

— Поэтому так важно взаимное доверие в этой диаде...

— Изначальное доверие к партнёру — это не только естественное и удобное испытание на прочность, но ещё и обязательный “брачный ритуал”. Поэтому так ВАЖНО НЕ СПЕШИТЬ С ВЫБОРОМ ПАРТНЁРА, НЕ СПЕШИТЬ С РЕШЕНИЕМ, НЕ УБЕДИВШИСЬ ЗАРАНЕЕ В ЕГО ПОРЯДОЧНОСТИ. Поэтому так важно продумать и обговорить все пункты брачного контракта (вот тут- то нечестные намерения прагматичного партнёра как раз и проявляются!) И конечно очень важно получить о партнёре достаточное количество объективной информации. К чему здесь тоже относятся крайне легкомысленно (следствие беспечности, уступчивости, вытесненных на лаборные блоки модели аспектов логики соотношений и интуиции возможностей).



Часть II
5. Джек — Драйзер. Отношения двух решительных объективистов
— Объективные препятствия не мешают достижению цели в этой диаде?..

— Смотря что считать целью… В гамма - квадре — в квадре решительных объективистов (в квадре "бури и натиска") серьёзные препятствия на то и существуют, чтобы их преодолевать. И рациональная диада Джек — Драйзер здесь не исключение. Если возникают серьёзные препятствия, каждый из партнёров сам для себя решает, нужно ли их преодолевать и для чего. (К сожалению, действуют не всегда согласованно, особенно если причиной возникших трудностей как раз и является партнёр.) Но если цель того действительно стоит, представители этой диады могут пойти на очень большой риск, могут даже претендовать на “чужого" партнёра, считая его “своим”. И это в большей степени относится к Джеку, который в рамках поиска лучшей альтернативы может считать, что в лице чужого партнёра он найдёт лучшую замену своему.

Так, например, случилось с одним из представителей ТИМа ЛИЭ. Будучи вполне благополучным молодожёном он переехал в новый дом и обратил внимание на подрастающую в соседней квартире девочку. Подумал: “Вот хорошая девочка растёт. Счастливым будет тот парень, которому она достанется.” Девочка подросла и уехала в соседний город учиться. А вскоре стало известно, что она там познакомилась с хорошим парнем и собирается выйти за него замуж. Как только эта новость стала известна соседу - Джеку, он тут же, сам не ожидая от себя такой прыти, “рванул” в соседний город, разыскал там эту девочку, уговорил её отказать своему жениху и предложил себя как альтернативный и, по всем параметрам, “лучший” вариант (обещал, что он тут же разведётся с женой). Предложение было принято и из соседнего города они вернулись уже женихом и невестой...

— А он выполнил своё обещание?..

— Сразу же по возвращении он развёлся с предыдущей партнёршей (после нескольких лет вполне благополучной жизни) и женился на этой девушке. Разница в возрасте оказалась у них небольшая. Живут они дружно, всем довольны (очень красивая пара) теперь у них уже есть дети.

— Чем же объяснить этот “ неожиданный” для него самого поступок?

— Можно отнести это и за счёт подсознательного поиска альтернативы по аспекту интуиции потенциальных возможностей (-ч.и.), включающей в себя программу восполнения упущенных возможностей. (из - за чего он и действовал так решительно и оперативно). Человек “почувствовал” в этой девушке “свою половинку” некую идеальную партнёршу, с которой только и имело смысл создавать семью. И если раньше он мог выбирать партнёршу по принципу “всё равно кто”, то теперь у него уже подход изменился, теперь он сам захотел быть тем самым “счастливым парнем”, которому она достанется и решил бороться за свой шанс, за своё и её счастье. Решил взять своё...

— Можно сказать, что путь к сердцу Джека лежит через дружбу?

— Через дружбу и доверие. Поэтому и партнёрские отношения у него в первую очередь строятся не на чувствах или эмоциях, а на проверке в деле, в совместной работе в совместной жизни: любимым можешь ты не быть, но “членом команды” быть обязан.

Многое зависит и от перспективных планов Джека, и от намеченных им сроков. Если время терпит, Джек не будет принуждать Драйзера к слишком быстрому сближению, полагая, что тот и сам сократит дистанцию, как только убедится в его порядочности и позитивных намерениях. Право сокращать дистанцию Джек оставляет за партнёром, а сам же постараться поскорее проявить себя с самой лучшей стороны с тем, чтобы в кратчайший срок заслужить его доверие. Нервничает, если не удаётся быстро расположить к себе партнёра, просто потому, что у него уже накапливаются какие - то важные дела, которые он хотел бы ему поручить (Из - за этого его романтические отношения с дуалом уже на раннем этапе начинают напоминать самую заурядную "вербовку": договор "о взаимном сотрудничестве" скрепляется в ЗАГСЕ, после чего каждый приступает к своей работе, к своим обязанностям — всё очень просто и прагматично).

6. История одной дуализации
— А если, отчаявшись понравиться дуалу, Джек найдёт для себя кого - нибудь на стороне?

— Тогда дуал уже будет ему безразличен и фактически перестанет рассматриваться им как потенциальный партнёр. Если Джеку (несмотря на все усилия) не удаётся в намеченные им для этого сроки завоевать доверие партнёра, он может дальнейшие попытки посчитать нецелесообразными и отправится искать себе кого - нибудь посговорчивей.

С Джеком происходит иногда и такой парадокс: будучи иногда крайне эгоцентричным в отношениях с дуалом, переходя от дуала к недуалу, он становится непритязательным и неприхотливым. Однажды пережив потерю любимого человека, он боится потерять и нелюбимого: стараясь его умиротворить, может с готовностью пойти на любые уступки, может терпеть любой диктат и террор, лишь бы только не оставаться в одиночестве. Может, словно мотылёк лететь на огонь навстречу самым страшным опасностям, не задумываясь о последствиях и недооценивая всю меру риска. А предостеречь себя от будущей ошибки он не позволяет (пока гром не грянул, бояться нечего) — свой личный (пусть даже небогатый) жизненный опыт Джек ставит превыше всего.

Пример:
Эта история началась в одной средней школе, в конце 60-х годов прошлого века. Восьмиклассник - Джек — инфантильный, изнеженный мальчик, послушный сын своих родителей (отец — Гюго, мать — Достоевский), — переехал из провинции в Ленинград. В новой школе в первый же день завёл новых друзей — стал объектом внимания двух отчаянных сорванцов - двоечников (Габена и Гексли), которые тут же принялись его "опекать", "учить жизни", навязывать свою точку зрения. Всё это ему было интересно, но главным событием было то, что он с первого взгляда влюбился в одноклассницу - Драйзера, о чём тут же доложил своим новым друзьям. Друзья (Габен и Гексли) в долгу не остались, охарактеризовали её самым нелестным образом: и такая - то она "зубрилка", "неприступная ледышка", держится замкнуто, обособленно, с мальчиками не дружит и даже не разговаривает с ними, обходит их за версту. Так что, и шансов добиться её расположения у него нет никаких, — они сами несколько раз пытались с ней подружиться, но она даже не смотрит в их сторону. Без особых усилий они взяли приятеля - Джека "на слабо" и подбили его заключить пари на достижение цели. Он был уверен, что быстро добьётся расположения девушки, а они утверждали обратное и со своей стороны делали всё возможное, чтобы это предположение оправдать. Вели с ним двойную игру: с одной стороны, как бы "забыв про пари", разыгрывали перед ним роль заботливых и верных друзей, на каждом шагу пытались руководили его поступками, манипулировали им, "горя желанием ему помочь", набивались к нему в советчики и одновременно делали всё возможное, чтобы всемерно отдалить его от желаемой цели.

С этой девочкой они учились с первого класса, знали её не первый год и старались давать своему "другу" - Джеку именно те советы, которые скорее всего могли рассорить его с ней. (Кроме того, что они завидовали его оптимизму и натиску, у них были свои счёты с этой девочкой: одного из них — Гексли, она поколотила ещё в младших классах, когда он приставал к её подруге. Приятели давно затаили на неё обиду и теперь, с помощью новичка - Джека рассчитывали с ней расквитаться.)

Сначала Джек действовал, как самый обычный школьник: бегал вокруг неё, дёргал за косы, пытался обратить на себя её внимание. Не получив желаемого отклика, он стал агрессивно на неё нападать, придумывал обидные прозвища, науськивал на неё одноклассников, устраивал самую настоящую травлю (как это бывает свойственно стратегам). На его стратегию она отвечала своей тактикой: держала жёсткую и всестороннюю оборону, которую укрепляла тем больше, чем больше он старался её пробить.

Джек решил сменить тактику: из агрессивного стал демонстративно доброжелательным. Уговаривал её пересесть к нему, за его парту, и однажды ему почти удалось её уговорить. Но не успела она этого сделать, как он тут же дал волю рукам, и она стала центром пристального внимания всего класса. В этом классе не поощрялась дружба девочек с мальчиками, — такая сложилась традиция, и любая, нарушившая её девочка, тут же становился объектом насмешек и пересудов всего класса. Девочка - Драйзер это знала и очень хорошо представляла себе последствия её дружбы с новеньким. Попыталась предостеречь его, но он не принял её опасений всерьёз. Только посмеялся над ними и сказал, что у него самые серьёзные намерения относительно их общего будущего: он готов хоть сейчас на ней жениться (а обоим не было ещё и пятнадцати лет, оба ещё учились в восьмом классе). Прикинув, что до конца учёбы ещё очень далеко и о свадьбе говорить пока ещё рано, девушка, выслушав все его откровения, оставила их без ответа. Собрала свои учебники и пересела на своё прежнее место. Мальчик почувствовал себя уязвлённым: как это так — перед всем классом она встала и ушла от него! Он решил объявить ей войну.

И именно тогда, когда она вся такая романтичная и мечтательная размышляла об их будущей семейной жизни, он в сопровождении своих друзей (всё той же парочки — Габена и Гексли) подошёл к ней на перемене и в самых оскорбительных выражениях высказал всё, что о ней думает. С этого момента травля возобновилась. С подачи своих "друзей" он стал терроризировать её всеми доступными средствами. Теперь он и сам уже не допускал сближения между ними, не допускал попыток к примирению с её стороны, изводил её, как только мог и сам же от всех этих терзаний страдал. Постоянно искал повод ей досадить, унизить её и разочаровать этим ещё больше. Придумывал всевозможные каверзы. Старался шокировать её всем, чем только мог. Из хорошего ученика превратился в двоечника и "плохиша" и попытался самоутвердиться перед ней в этой роли. Хуже всех в классе учился, хуже всех вёл себя на уроках. И постоянно давал ей понять, что это из-за неё он погибает во всех отношениях, из-за неё катится в пропасть навстречу всем своим будущим невзгодам. На школьные вечера приходил пьяный в сопровождении своих "друзей". Стоя у стенки свирепо глядел на неё. На танец не приглашал, заранее зная, что она откажется с ним танцевать. Их противоборство могло длиться ещё очень долго, но к десятому классу он начал выправляться — пришло время подумать о своём будущем, об аттестате. Она тоже думала об их общем будущем. Все эти его страдания были мучительными и для неё, она очень хотела выправить их отношения, но этому постоянно препятствовал и он сам, и его друзья, и его родители.

Решив в корне исправить их отношения, она пригласила его на свой день рождения, но "друзья" уговорили его не идти. Понимая, что она хотела дать ему шанс с ним примириться и, сожалея об упущенной возможности, Джек решил одним махом всё исправить: с лихвой загладить свою вину перед ней, а заодно и предложить ей нечто более стоящее. Поэтому (не посоветовавшись с ней) он за полгода до выпускных экзаменов заявил своим родителям, что бросает учёбу, школу заканчивать не будет, а прямо сейчас намерен идти на завод, чтобы как можно скорее получить специальность, стать самостоятельным, жениться на своей девушке и иметь возможность её материально обеспечивать.

Родители были в шоке от такого заявления. Отец (Гюго) впервые в жизни его жестоко избил, но парень решил проявить твёрдость характера (пострадать за любовь, — что может быть лучше!) Тогда его мать (ЭИИ, Достоевский), видя, что ситуация выходит из-под контроля, придумала обходной манёвр: она пообещала сыну наладить отношения и с его девушкой, и с её родителями, если он согласится закончить школу и поступить в институт. Но только учиться он должен будет не в Ленинграде, а непременно в Москве, а девушка, если его любит, непременно его дождётся. Заодно он и испытает её чувства, проверит их временем и разлукой. Тут же родители придумали ещё один тонкий ход: сочинили ему "байку" про реальную возможность устроить ему по блату поступление в институт международных отношений (МГИМО) — единственный институт, который находится только в Москве и которого нет в Ленинграде. Ему этот вариант показался слишком фантастичным и несбыточным, но они тут же переубедили его, поманив лучшей альтернативой: зачем его девушке быть женой какого - то простого слесаря, если она может стать женой дипломата, — зачем устраивать для неё худшую судьбу, если он может уготовить ей лучшую? — через пять лет он возвратится к ней дипломатом, повезёт её в заграничное свадебное путешествие и всё сложится наилучшим образом, — она ещё буде ему благодарна.

Доверчивый юноша был ослеплён такой перспективой и тут же побежал знакомится с матерью девушки, горя желанием рассказать ей о своих серьёзных намерениях и блестящих планах на будущее. Мать девушки (Гексли) была потрясена всем услышанным. Чуть только за парнем закрылась дверь, она провела с дочкой беседу, в ходе которой постаралась предельно занизить её самооценку: "Этот мальчик слишком хорош для тебя. Он собирается стать дипломатом, у него будет возможность сделать блестящую карьеру, увидеть мир, подобрать себе выгодную партию. Он сможет жениться на девушке из высших кругов. И его родители это знают. А если он свяжется с тобой, его родители тебе этого не простят, они тебя возненавидят за то, что ты лишила его возможности сделать лучшую партию. Они всё равно тебя с ним разведут. Так уж лучше заранее откажись от него. Не губи ему судьбу. Если ты его действительно так любишь, ты должна отказаться от него, ты должна его забыть. Сделай это ради него. А подходящего парня ты себе ещё найдёшь. Тебе ещё рано думать о замужестве, тебе ещё надо учиться, найти своё место в жизни. А муж - дипломат — это не для тебя!.."

Девочка никак не могла предположить, что мать ей до такой степени позавидует, что и заставит отказаться от лучшего и определённого варианта, предложив какой - то неопределённый и худший. В дипломатическую карьеру своего одноклассника - Джека она, зная его посредственную успеваемость, не верила. И, тем не менее, какое-то опасение закралось ей в душу, и она решила обсудить этот вопрос с ним — теперь уже своим женихом - Джеком. Но не успела она этого сделать, как её снова опередили его "друзья" (Габен и Гексли). По простоте душевной Джек и им рассказал о своих амбициозных планах. Тут - то они и вспомнили про пари, проигрывать которое им не хотелось. От имени своего друга - Джека они преподнесли девушке- Драйзеру "подарок" — какую-то книжку, в к;оторой в качестве закладки лежала огромных размеров, яркая, цветная порнографическая открытка. Подарок ей преподнесли на уроке. Один из "друзей" переслал его по рядам, другой в это время отвлекал внимание Джека. Она открыла книжку, увидела эту открытку и завизжала так, словно ей в портфель подбросили дохлую крысу. А потом расплакалась, — решила, что парень, видимо, передумал на ней жениться и этим поступком дал понять, что разрывает с ней все отношения. А Джек, в обход которого провели этот манёвр, не сразу понял, почему она кричит, отчего плачет, а когда понял, не нашёл в себе силы к ней подойти и извиниться (как минимум, за своих друзей). После этого случая он до конца учебного года, вплоть до выпускных экзаменов, вообще опасался с ней разговаривать, обходил её стороной. Боялся, что она начнёт его бранить, а ему и так было стыдно и за себя, и за своих друзей, которые опекали его в эти дни особенно тщательно. Ходили за ним попятам и "морально поддерживали", уговаривая "оставаться самим собой": "Если она тебя любит, да ещё собирается выходить за тебя замуж, она должна принимать тебя таким, какой - ты есть" — убеждали они его. Джек внушился и этой идеей. Чтобы избежать необходимости извиниться перед ней за этот поступок, чтобы избежать объяснений (опасаясь "подставить" своих друзей, свалив на них вину за их же выходку) он снова стал отпугивать её своим поведением, стал производить о себе худшее впечатление, снова стал "плохишом". И всякий раз, когда она пыталась с ним поговорить, объясниться, разъяснить это недоразумение и обсудить их общие планы на будущее (ведь он всё же сделал ей предложение, с её матерью переговорил!), Джек всякий раз устраивал какую - нибудь злобную выходку, чтобы раз и навсегда её от себя отдалить. Для этого шёл даже на самые дикие, отчаянные меры. Так, например, снял портрет Ленина, который висел над доской, спрятал его за шкаф, а вместо него повесил её портфель (Портрет Ленина в те далёкие годы приравнивался к иконе, снять его — означало совершить политическое преступление). Её (как хозяйку портфеля) отправили к директору для объяснений, но тут он уже взял вину на себя, сам признался во всём, но к директору объясняться не пошёл, счёл для себя унизительным. После этого ему до конца учебного года было запрещено посещать школу, но сдавать выпускные экзамены всё же разрешили.

Девушка (ЭСИ, Драйзер) посчитала себя виноватой во всех этих происшествиях, — нельзя же было доводить его до этого! Она решила с ним объясниться на выпускном балу, в романтической, праздничной обстановке, а после этого пойти с ним по жизни рука об руку в их общее светлое будущее. Ей казалось, что она очень хорошо всё придумала. Но его "друзья" (Габен и Гексли) тоже не дремали, и с их лёгкой подачи Джек пришёл на бал с явным намерением разорвать отношения с девушкой - ЭСИ раз и навсегда. Но как только увидел её нарядную и красивую в бальном платье (а платье она специально себе сшила такое, чтобы не стыдно в нём было и в ЗАГС пойти), так и обомлел, — решил, что он её недостоин и, не дожидаясь окончания праздника, ушёл со своими "друзьями" (Габеном и Гексли), предполагая провести остаток вечера в их обществе. Девушка как чувствовала, что это произойдёт и попыталась удержать его ещё на балу, побежала за ним, чтобы объясниться, но он сделал вид, что не видит, не слышит и не замечает её. Тут ещё её родственники её окликнули, мама увидела, что она бежит за ним, встрепенулась: "Куда бежишь? Зачем? Оставь его в покое! Рано тебе ещё о замужестве думать!.." Джек, покинув выпускной бал раньше времени, с горя напился в обществе друзей и ещё только через несколько дней вернулся домой. Родители уже собрали ему чемодан, сунули в руки документы, адрес родственников, живущих в Москве и посадили на поезд, так толком и не дав ему опомниться и прийти в себя после праздничного похмелья. В поезде ему стало плохо, страшно, он загрустил о своей девушке и, не доезжая до Москвы, пересел на встречный поезд и вернулся в Ленинград. Хотел тотчас же пойти к ней и объясниться, но родители предложили ему сразу же поступить в какой-нибудь другой институт, чтобы наметить хоть какие-то цели на будущее.

Поступил он в одно из высших мореходных училищ, целый год прожил в общежитии, каникулы и праздничные дни проводил вместе с друзьями, откладывая объяснение с девушкой до лучших времён. Встретился с ней только через год на вечере встречи выпускников. Она показалась ему ещё красивей, чем раньше. Сам он тоже очень эффектно смотрелся в своей парадной морской форме. Один танец он всё же успел с ней протанцевать (и это был единственный счастливый момент их отношений), а потом опять появились его друзья (Габен и Гексли), подхватили под руки и увели из зала. На следующий день он упросил свою маму переговорить с её матерью и официально посвататься. Их мамы (Достоевский и Гексли) встретились, переговорили и обе пришли к выводу, что этот брак их детям не нужен. Им вообще о браке думать ещё рано. Ещё несколько дней парень ждал, что девушка придёт к нему обсудить их общие планы на будущее, но мать её буквально держала в эти дни взаперти, под разными предлогами удерживала её дома, убеждала не бегать за ним, не унижаться: если любит, сам придёт. То же самое говорила и ему его мама: "Нечего бегать за ней: если любит, сама придёт." (У его матери были свои планы на его женитьбу: она хотела, чтобы он женился на дочери декана их факультета — дальнего друга их семьи.). Джеку было проще поверить всем доводам матери, чем самому сделать первый шаг. Он был так уверен, что девушка должна первой проявить инициативу, что однажды увидев её в метро на встречном эскалаторе, помахал ей рукой и поманил; пальчиком. Она была в шоке от такого жеста и сделала вид, что всё это к ней не относится. В течение нескольких лет они встречались в общественном транспорте и тут же расходились или разъезжались в разные стороны. Так и не успев поговорить. Всякий раз, завидев её издалека, он отчаянно жестикулировал, махал рукой, а потом манил пальчиком. Все эти знаки внимания ей совершенно не нравились. Но она решила, что ломать голову над всем этим ей незачем: когда - нибудь он, возможно, сам к ней придёт — адрес он знает, сам проявит инициативу и сам объяснит своё поведение. А до тех пор надо просто ждать. В институте, тем временем, у неё появились новые друзья и поклонники. За одного из них (Дон-Кихота) мать заставила её выйти замуж, — решила, что этот парень во всех отношениях подходит её дочери: он иногородний, нуждается в жилье и прописке; такой женится и будет благодарен за то, что его взяли в семью.

Узнав, что его несостоявшаяся невеста выходит замуж, Джек сделал предложение одной своей дальней знакомой (ЭИЭ, Гамлету), у которой было одно важное преимущество перед другими девушками: внешне она была очень похожа на его бывшую одноклассницу - Драйзера, но внутренне существенно от неё отличалась. И это отличие Джек после свадьбы довольно быстро почувствовал. Узнав, что когда - то он был влюблён в свою одноклассницу, но, тем не менее, отказался от неё и ничего не сделал, чтобы сблизиться, жена - Гамлет стала ревновать Джека к его прошлому, стала его ругать, упрекать, презирать за малодушие и предательство: "Тот, кто предал однажды, способен предать ещё много раз! Таким как ты верить нельзя!". С тех пор каждый раз, когда ей хотелось выплеснуть на него своё раздражение, она возвращаясь к этой теме, терроризировала его упрёками, изводила истериками, распаляя себя ненавистью, набрасывалась на него с кулаками, унижала его оскорбляла, обвиняла во всех смертных грехах, упрекала в трусости, подлости, малодушии… Он всё это терпеливо сносил, считая, что заслужил эту кару своим предательством в прошлом, своим постыдным и глупым поведением.

Со школьными друзьями (Габеном и Гексли) он к тому времени уже расстался: достаточно им было один раз увидеть его жену, как их словно ветром сдуло. Она спустила их с лестницы, а вслед за ними чуть самого мужа - Джека из дома не выгнала: несколько дней на порог не пускала, но потом сжалилась. Ещё несколько раз они пытались тайком от неё возобновить с ним дружбу, приходили одалживать у него денег на выпивку, но жена, узнав об этом, набросилась на них с такой яростью, что они больше не рискнули к нему приходить. Вот тогда-то он впервые всерьёз подумал о том, чтобы разыскать свою бывшую одноклассницу - Драйзера и попытаться сойтись с ней, если её личная жизнь сложилась не лучшим образом. Но тут выяснилось, что он не знает её новых паспортных данных и поисков предпринять не может. Никто из его прежних знакомых о ней уже давно ничего не слышал.

Тайком от жены Джек попробовал навести о ней справки, но поиски результатов не дали. Его профессиональная деятельность между тем сложилась довольно удачно. С подачи жены, которая оказалась амбициозным и требовательным человеком, за двадцать лет успешной работы он сделал блестящую карьеру и получил назначение на пост президента компании в одном из заграничных транспортных представительств. Жил за рубежом, но постоянно держал связь с домашними. Поручил матери разыскать бывшую одноклассницу через телепередачу "Жди меня". Но его бывшая соученица той передачи, в которой её разыскивали, не увидела. Она тоже несколько лет прожила за границей, безуспешно пыталась заново устроить свою личную жизнь, всё чаще вспоминала своего бывшего одноклассника - Джека, а в середине 90-х решила вернуться в Россию и попытаться его разыскать. В России этим планам не суждено было сбыться: о приличном трудоустройстве в её возрасте в то тяжёлое и смутное время ей нечего было и думать, а быть в тягость ему ей не хотелось. Опять же, и заповедь "Не возжелай чужого" не позволяла ей перейти к активным поискам. Она предполагала, что он наверняка очень хорошо устроен в жизни, — наверняка женат, профессионально состоятелен, всеми любим, окружён заботой — зачем она будет вклиниваться в его жизнь? Да и грех это — разрушать чужую семью. Потом подумала, что ведь разрушать- то она ничего не собирается, просто узнает, как он живёт, чем занимается, как прожил все эти годы после окончания школы. От школы к тому времени даже здания не осталось. Вечера встречи выпускников не проводились уже много лет, ни учителей, ни одноклассников найти не удавалось.

С большим трудом, через городской архив она запросила информацию о своём бывшем однокласснике - Джеке, и ей сообщили, что этот человек уже полтора года как умер. И вот тогда она стала проявлять активность и настойчивость — теперь можно: теперь она уже ни у кого и ничего не отбирает. Теперь ей делить некого и не с кем. Теперь уже она заповедей не нарушает. Она узнала адреса и телефоны его ближайших родственников, связалась с его матерью, напомнила о себе и услышала в ответ: "Дорогая, где же вы пропадали все эти годы?! Ведь он вас так любил! Он вас так разыскивал! Мы уже и запросы посылали! И в передачу "Жди меня" обращались! Он вас так ждал! До последней минуты о вас спрашивал! Жену перед смертью узнавать перестал, называл её вашим именем!". Желая облегчить боль утраты, его родители перенесли всю свою вину на неё, посчитали её во всём виноватой: это из - за неё их сын женился на первой встречной, из - за неё терпел этот мучительный брак (потому, что уйти было не к кому), это в разлуке с ней он заболел, впал в депрессию и умер от инфаркта в возрасте 45 лет.

ЭСИ, Драйзер покорно выслушивала все эти упрёки, не спорила, не возражала, готова была принять все обвинения на свой счёт исключительно с одной целью: ей очень хотелось поподробней узнать все обстоятельства его жизни за эти годы — так, как если бы она прожила их, находясь рядом с ним. И чем больше она узнавала о нём, тем более близкую связь с ним ощущала. Она постоянно думала о нём, мысленно общалась с ним, просила у него прощения… От его родителей она узнала место его захоронения. В первый раз она пришла туда вместе с ними, а потом стала ходить туда сама чуть ли не каждую неделю. Приходила, как на свидание, приносила свежие цветы, с разрешения его родителей высаживала многолетние. Она очень искренне приняла упрёки его родственников на свой счёт и в полной мере страдала от чувства вины перед ним и перед ними. (Вот тогда она и узнала, что такое настоящий страх, отчаяние, настоящий ужас, настоящая боль, настоящие угрызения совести). Она стала очень набожной. Узнав, что он был крещён, заказала панихиду на его имя (ей всё казалось, что его душа не находит успокоения). Погружаясь всё глубже в состояние мистической экзальтации, она много времени проводила в постах и молитвах. Всё просила у него прощения. В считанные недели довела себя до нервного и физического истощения, очень тяжело заболела… Последствия были трагическими.

—…Козни "друзей", интриги родителей, комплексы и заниженная самооценка Драйзера, вопиющая беспечность и безответственность Джека, невоздержанность и непоследовательность его поступков привели к тому, что дуализация этих двух школьников завершилась трагедией. А могли бы стать счастливой и дружной парой…

7. Джек в лабиринте этических отношений
— Что собой представляют действия Джека по аспекту этики отношений? — спрашивает Читатель.

— Хаос, сумбур, — это ещё мягко сказано. Последствия этих действий могут быть непредсказуемыми и разрушительными для всех, прямо или косвенно связанных этими отношениями людей.

На первый взгляд кажется, что никакой логики в действиях Джека по аспекту этики отношений (+б.э.5) нет, и искать незачем.

Но с позиции целевого поиска альтернативы логика в его действиях есть — логика интуитивная. И заключается она в том, чтобы по манипулятивным интуитивным и этическим аспектам до такой степени морально измотать партнёра несуразностью и неэтичностью своих действий, чтобы он, устав и запутавшись в них окончательно, согласился на любые, предложенные Джеком условия, лишь бы только стабилизировать ситуацию и иметь возможность в ней сориентироваться.

Проблема в том, что, петляя по лабиринту этических отношений и запутывая следы (с тем, чтобы не оказаться крайним и виноватым), Джек и сам запутывается на всех этих виражах. А если рядом находятся "добрые советчики", предлагающие ему ещё поэкспериментировать с аспектом этики отношений — попробовать ещё какой - нибудь оригинальный метод, который совершенно деморализует и запутает его партнёра (да так, что потом всю свою вину можно будет на него списать), Джек, следуя их совету, будет довольно долго блуждать "в трёх соснах". И разобраться с этой путаницей ему поможет только его дуал Драйзер, способный по своей корректирующей, квестимной, инволюционной этике отношений (-б.э.1) отделить главное от второстепенного, истинные ценности от ложных, реальные проблемы от надуманных.

Беда в том, что Джек, запутываясь в этических отношениях (тем больше, чем больше отчаянных усилий выпутаться предпринимает), к Драйзеру обращается только в самую последнюю очередь, либо не обращается совсем. Даже будучи опутан навязанными ему неудобными и невыгодными условиями, Джек не подпускает Драйзера к этому клубку проблем — "висит", как куколка в коконе", опутанный множеством химерических обязательств, страдает от всех навязанных ему зависимостей, "зависает" над решением то одной, то другой проблемы, но при этом старается разрешить ситуацию исключительно собственными силами и непременно с руководящих позиций.

А коль скоро Джек взялся "руководить" по аспекту этики отношений, вне зависимости от компетенции, своё место он никому не уступит. Иногда просто потому, что ему интересно самому "порулить", самому "постоять у штурвала" и пройти своим курсом по этому бушующему "морю страстей и сложных этических отношений". Хочется найти какое - то своё, новое, оригинальное решение по этому суггестивному для него аспекту (+б.э.5), — хочется открыть свой путь, свою "Америку", свою "землю обетованную". И через это открытие понять то, что раньше для него было тайной за семью печатями — закономерности сложных, этических взаимоотношений. Джеку хочется быть первопроходцем и в этом вопросе, хочется самому всё попробовать, всё испытать, выработать свою линию поведения, свою программу действия, а потом посмотреть на результат.

— А как на это смотрит его дуал, — программный этик Драйзер?

— Смотрит и ужасается. Драйзеру хочется оттащить его от этого "штурвала" и запретить к нему подходить впредь. И тем не менее, Джек находит возможность обойти Драйзера и по аспекту этики отношений — старается обойти и захватить лидерство. (А что делать, если очень хочется порулить…)

Драйзер может понаблюдать за всеми абсурдными действиями. Попытается перехватить у него "штурвал". А потом, видя как Джек упорно пытается "разрулить" ситуацию, выводя её на ещё большее ухудшение (на ещё больший "крен"), резко и неожиданно порывает с ним отношения. Просто потому, что не может терпеть всё это (извините за выражение) глупое и грубое самоуправство, заканчивающееся катастрофой.

Представьте, что мог бы почувствовать Джек, если бы видел, как кто-то, поступая вопреки здравому смыслу, ломает и портит новое оборудование на участке, выводит все системы из строя, заклинивает всё, что можно заклинить и переклинить, игнорирует аварийный сигнал или попросту отключает его: "У нас всё в порядке", не подпускает к починке системы аварийную службу: "Сам во всём разберусь!", да при этом ещё и претендует на должность мастера или начальника цеха, сам себя назначает на эту должность, самовольно её занимает, устраняет всех более знающих и профессиональных претендентов, никого не подпускает к руководящим позициям, никому не позволяя себя сместить. Столкнись Джек с таким руководителем на производстве, остался бы он работать на его участке? Да ни за что на свете! Но именно так и выглядят действия Джека по аспекту этики отношений в переложении на аспект деловой логики. И не удивительно, что Джека подставляют, подсиживают, предают члены его же команды, вытесняют из дела, бегут с корабля, которым он "управляет", "выбрасывают его за борт", как "помеху", как лишнее звено в команде.

Дуал Джека Драйзер по набору психологических свойств и признаков (по области врождённого профессионализма) самой природой предназначен ему, как оперативный, решительный и успешный КРИЗИС - МЕНЕДЖЕР В АВРАЛЬНЫХ ЭТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ. Драйзер — единственный, кто мог бы (говоря техническим языком) несколькими переводами рычага выправить ситуацию, не доводя до разрушения самые ценные блоки и связи системы. Но Драйзер тоже не может работать в одной команде с тупым, глупым, упрямым и деспотично жестоким самодуром - руководителем, как бы глубоко ему ни симпатизировал. (Дуализироваться можно и не с самым удачным партнёром.)

Драйзеру бывает невыносимо больно видеть, как Джек упорно пытается решать вопросы, в которых ровным счётом ничего не смыслит, да ещё и деспотично навязывает другим свои решения.

Драйзеру больно видеть, как он обижает хороших людей, отдаляет их от себя, рвёт хорошие отношения, жертвуя ими ради плохих, ненадёжных, мучительных для него и абсолютно бесперспективных. Драйзеру больно видеть, как он играет судьбами и жизнями окружающих его людей, не отдавая себе отчёта в своих действиях, больно видеть, как оскорбляет чувства людей, истощает их здоровье и силы, унижает их самолюбие. Драйзер устаёт (или не успевает) всё это выправлять за Джеком. А иногда просто не может этого сделать, потому что не уполномочен! Потому, что Джек его к решению этих вопросов не подпускает, отшучивается, отмахивается, переключается на другие темы всякий раз, когда Драйзер пытается с ним заговорить об этом.

А стоит только Драйзеру пойти на принцип, Джек сразу же становится упрямым и агрессивным, смотрит на Драйзера ненавидящим взглядом, набычившись, как на врага. Видит в нём вестника беды. Видит в нём отражение своих же ошибок. Но вместо того, чтобы исправлять их, обрушивает на Драйзера всю свою ненависть, начинает "воевать" против него, как бы желая уничтожить в его лице все ожидаемые несчастья и неприятности (происходящие вследствие его же с

Valid XHTML 1.0 Transitional
Соционика | Администратор | © В Соционике, 2014—2017