Соционический сайт Сайт соционики

Ваш ТИМ

Какой вы ТИМ?


Описание дуальности по Стратиевской

Описание дуальных отношений между Гамлетом и Максимом Горьким


ЧАСТЬ I
ПРОГРАММА ЭИЭ (ГАМЛЕТА) И ЛСИ (МАКСИМА): ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМЫ И ИНФОРМАЦИИ КАК ЭВОЛЮЦИОННАЯ МИССИЯ, КАК СВОЙСТВО ЖИВОГО, КАК СОЦИАЛЬНЫЙ И ДУХОВНЫЙ ПРОРЫВ, КАК СОЦИАЛЬНОЕ И ДУХОВНОЕ ЛИДЕРСТВО.



Эволюционная миссия ЛСИ (Максима):

учреждение преемственной социальной иерархии;
утверждение личного социального, рангового превосходства,
утверждение личного, персонального права на созидание (персональной, подчинённой ему лично) социальной структуры;
создание иерархической структуры как постоянно совершенствуемой ФОРМЫ благополучного, надёжного и жизнестойкого существования социально-правового общества в окружающей его враждебной среде.


1. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ - ОБЛАСТЬ ВРОЖДЁННОГО ПОФЕССИОНАЛИЗМА МАКСИМА.

Максим и иерархия - понятия неразделимые. Где появляется Максим, там возникает и учреждается иерархия (в том случае, разумеется, если она до сих пор ещё не учреждена). В чужую иерархию Максим тоже может вполне успешно вписаться. Для него это так же просто как встать в очередь. (Надо только узнать, "что дают", что здесь ценится, что является нормой, мерилом, уставом иерархии (её алгоритмом и модулем), кого и за какие заслуги повышают в звании, на какой ранг возносят и какие при этом льготы и привилегии причитаются. Выяснив всё это, Максим может чувствовать себя в этой системе "своим", легко и быстро сориентируется в новых условиях (в новых системных отношениях), быстро адаптируется, приживётся, быстро усвоит идеологию новой системы, её свод законов и кодекс правил, а освоившись, легко и быстро пойдёт "наверх". Внедрится в "ядро", в элиту и уже оттуда будет успешно и легко руководить системой, не отступая от заданной программы, словно всю жизнь только этим и занимался.

Но за неимением иерархии - "на пустом месте" (в демократическом, "бесклассовом", или каком ином слабо организованном (по его понятиям) обществе, он сам себе создаёт иерархию. (Для него это так же просто, как организовать очередь по записи в пустой кабинет.)

Потому, что вне иерархии Максим не представляет себе взаимодействия с окружающей средой, не ориентируется в окружающем его мире, в окружающих его социальных отношениях.

Окружающий его биологический мир он тоже организует иерархически - социально, - по-хозяйски: исходя из принципа "Человек - царь природы". И с полным на то основанием подчиняет братьев наших меньших, приручает, дрессирует, приспосабливает для еды, для развлечения, для разных хозяйственных нужд. Животные, таким образом, тоже оказываются подчинены организованной им иерархией и пребывают в ней как рабочие (и иные) единицы и силы. (В этом смысле Максим проявляет себя как чрезвычайно талантливый и изобретательный дрессировщик. Один представитель этого ТИМа (в тридцатые годы прошлого столетия) легко решил свои хозяйственные и бытовые проблемы, надрессировав свою собаку (доберман-пинчера) ходить за покупками. Договорился с участковым, с дворником, с продавцами соседних ларьков, и всегда у него в доме были свежие булки, молоко и газеты.)

В соответствии с системой координат своего ТИМа, со своей ЭГО - программой - иерархической логикой соотношений (+б.л.1), Максим - везде, где бы он ни был, - создаёт удобную для себя социальную иерархию, - удобную, иерархически организованную эко- нишу, в которой он может успешно существовать, реализовывать свою ЭГО- программу и свой творческий потенциал. То есть, - осуществлять эволюционную миссию своего ТИМа, в соответствии с которой он, ПРЕОБРАЗУЕТ ОКРУЖАЮЩУЮ ЕГО СРЕДУ (и окружающее его информационное поле) В СТРОЙНУЮ, СУБОРДИНИРОВАННУЮ (соподчинённую), ЖИЗНЕСТОЙКУЮ, СОЦИАЛЬНУЮ ИЕРАРХИЮ, стремящуюся к совершенству по прочности, долговременности и эко- целесообразности бытовых и социальных конструкций, основанную на строгом волевом и дисциплинарном режиме.

2. СОЮЗ ДУХОВНОСТИ И СИЛЫ

Как пчела создаёт из воска соты - формы, ёмкости, конструкты для наполнения их чрезвычайно ценным, жизненно важным содержимым - мёдом, так и Максим создаёт свои иерархические конструкты - чрезвычайно прочные, важные и грандиозные по мощности и монументальности заявленных задач. Создаёт социально структурированные информационные ёмкости ("ячейки"), предназначенные для заполнения их плодами человеческого труда, произведениями позитивного и созидательного, интеллектуального и духовного творчества, лучшими достижениями цивилизации современного ему человеческого общества, с целью сохранения и преумножения их для передачи преемственного социального и культурного опыта будущим поколениям. При этом от каждой "социальной единицы" его иерархии, от каждой "ячейки", от каждого творческого и жизнеспособного "элемента" его системы Максим требует полной самоотдачи как для созидания этих духовных и материальных ценностей, так и для сохранения их в полном потенциале их возможностей для преемственной передачи будущим поколениям в качестве эволюционного, исторического, духовного, социального, интеллектуального опыта, необходимого для успешного развития и существования этой жизнестойкой иерархической системы во всех возможных (ЭКО - социальных) условиях, НА ВСЕ ВРЕМЕНА.

(Как видим, идея равно справедливого переустройства общества (выдвигаемая Робеспьером), при котором все "социальные единицы" превращаются в "рабочие" и равно активно трудятся на ниве общественного труда (наподобие муравьёв или пчёл) находит своё развитие и эволюционно осуществляется на практике, но только не в рамках линейной, уравнительной системы, демократичной (квестимной ) логики соотношений Робеспьера (-б.л.1), а в рамках иерархической модели (деклатимной) логики соотношений Максима (+б.л.1), реализуемой аспектом волевой сенсорики (-ч.с.2), основанной на эко - целесообразном базисе нелинейной системы, образованной эволюционно (по спирали).

("Соты" Максима - это всё то же преемственное "строительство" Вавилонской Башни, к которой каждое новое поколение добавляет свой виток, - свой ряд, который со временем разрастается и преобразует иерархическую систему в многонациональную и многоязычную империю, впоследствии распадающуюся на многие разрозненные и самоопределяющиеся народы. Аналогично тому, как это произошло с Византийской империей, объединившей в рамках высоко организованной социальной иерархии множество разноязычных народностей и племён в одну нацию "ромеев" - духовных, социальных и интеллектуальных преемников древних римлян и эллинов, объединённых общей культурой и общей религией - православием. И сохранявших свою культуру, своё могущество, свою централизованную и высокотехнологичную социальную организацию на протяжении пятнадцати веков.)

И именно в этом смысле иерархия Максима работает великим консервантом самых значительных и самых выдающихся достижений человеческой цивилизации, надёжным "ковчегом", "капсулой", сохраняющей преемственную информацию - чрезвычайно важный, наработанный многими поколениями эволюционный (культурный, исторический и социальный) опыт, который необходимо сохранить, дополнить, пронести сквозь века, чтобы потомки уже не ломали головы над аналогичными проблемами, а брали готовый, разработанный их предками вариант, проверенный местом и временем, омытый слезами и кровью их славных побед, завещанный и заповедованный им вместе с этой иерархической системой, именуемой ОТЧИЗНОЙ, вместе с землёй, на которой она стоит, вместе со всей её славной историей, с далёкими и глубокими корнями, которые также становятся их общим достоянием на добрую память и на все времена. Их мудрость, их опыт, их знание, их труд СКВОЗЬ ВСЕ ВРЕМЕНА проносит иерархическое государство - надёжное и всеобъемлющее хранилище информации, созданное ТИМом ЛСИ (Максим) по его программному аспекту иерархической логики соотношений (+б.л.1).

По этому принципу - по принципу информационной преемственности социально - культурного, исторического и эволюционного опыта - Максимом организуется любое социальное сообщество: семья, род, племя, клан, коллектив, "группа товарищей", команда, личная жизнь, личные отношения с окружающими его людьми.

Функцию наполнения этой сверхстойкой и жизнеспособной структуры высококачественным и сверх - значимым духовным содержанием берёт на себя его дуал ЭИЭ (Гамлет) - его соратник, сподвижник и верный помощник во всех его подвигах и славных делах, ориентированный на наиболее глубокое взаимопонимание и плодотворное взаимодействие, связанный с ним многотысячелетним эволюционным и историческим опытом успешного социально - политического (культурного, духовного и идеологического) сотрудничества.

Ни в одной другой диаде социона нет такого всеобъемлющего духовного и социального опыта и такой жёсткой ориентации на совместное сотрудничество, как в диаде Гамлет - Максим. Вот уж кто из века в век идёт рука об руку, создавая мега- полисы, мега- цивилизации, мега - империи, утверждающие свою власть и могущество на века, возводя величественные монументы, гигантские монументальные строения - светские и культовые, - гигантские храмы и дворцы, сохраняющие для будущих поколений высочайшие достижения культуры и искусства всех времён и народов и защищая эти интеллектуальные и духовные сокровища - бесценные творения рук человеческих, человеческой мысли и духа от внешней экспансии, от расхищения, разорения, разграбления, от вражеских набегов разорителей и разрушителей всех мастей.

Максим и Гамлет - ДИАДА ВОИНОВ социальной иерархической системы, которую они сами же и выстраивают прочно и рационально, сами же и наполняют высококачественным духовным и интеллектуальным содержанием, сами же охраняют, развивают, отстаивают её благополучие в окружающей эту систему среде, сами же её расширяют, укрепляют и упрочняют, сами оберегают её от нападок "внешних и внутренних врагов", сами и передают из рук в руки самым надёжным и самым подготовленным для преемственности лучшим представителям будущих поколений, как самое драгоценное сокровище, как самую ценную святыню. В этом заключается сверх - цель и сверх - задача диады Максим - Гамлет, которым подчинён каждый элемент программы ТИМов этой диады, каждый концептуальный модуль каждого из информационного аспекта их моделей. (Без понимания эволюционной, социальной - исторической миссии этих ТИМов невозможно понять ни сути их связей и отношений в диаде, ни сути их разногласий и несостыковок при взаимодействии с другими ТИМами социона. Потому, что в действиях каждого человека, кроме того, что они хотят увидеть логику действий и концептуальных соотношений своего дуала, они ещё хотят увидеть (отследить, выявить) какую - то связь, какое - то соотношение со сверх - целями и сверх - задачами своей диады, стратегически заданные идеологом их диады (и всей второй квадры) - ЭИЭ, Гамлетом. Концептуальное качество идеологии, её духовная направленность, её идейная и социальная значимость, её соответствие насущным проблемам, тактическим и стратегическим целям и задачам системы - целиком и полностью находятся в ведении Гамлета - это его прерогатива.)

Гамлет - душа диады, её идейное содержание и духовное наполнение.

А вот притиркой наполнения к форме, компактным уплотнением содержания, - её информационной насыщенностью, плотностью, полнотой - ведает Максим, подстраивая форму под содержание (достойному наполнению - достойный сосуд!). Он же и является самым строгим хранителем собранных Гамлетом духовных ценностей. Он же, высокой требовательностью и строгой дисциплиной ориентирует Гамлета на закрытость и самодостаточность их иерархии (их системы). Максим строго следит и за тем, чтобы ни одно из чуждых влияний и веяний не проникло разъедающей отравой в "драгоценный сосуд" их духовности, чтобы ни одна капля "нектара" не попала в "чужие соты" (либо ставит при этом жёсткие условия: "Наши идеи в обмен на ваш хлеб, ваши права и ваши земли!"). Иными словами: если хотите быть нашими духовными приемниками, будьте и частью нашей системы. А как же иначе? - по другому не бывает!

Зато уж, и качество духовности Гамлет обеспечивает высочайшее: в духовную канву его идеологий встраиваются все самые красивые и поэтичные сказания, мифы, легенды, фантазии и образы, которые он собирает на своём информационном поле, порхая по нему как сказочный эльф, как бабочка между самых красивых цветов. Не случайно бабочка, возрождающаяся из "капсулы" (куколки) была в античной культуре символом бессмертия души. А вот прочность "капсулы" этой "бабочке" - этому символу будущей лёгкости полёта фантазии, обеспечивает Максим. Он, как хороший хозяйственник, оберегает этот животворный источник, этот духовный и энергетический светоч своей диады от распада и загрязнения. Постоянно ограждает от вредных влияний, а потому и содержит его в жёстко ограниченном, замкнутом пространстве без света и воздуха. И вот если, созрев для полёта свободного духа, свободной мысли и свободной фантазии, "бабочка - душа" всё же пройдёт через все препятствия ("проломит капсулу") и вырвется на свободу, значит она стала достаточно сильной, чтобы переносить ценную информацию ("драгоценный нектар") на другие поля и среды, на далёкие расстояния, через пространства и времена.

3.ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ - ТВОРЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ГАМЛЕТА

Преодоление препятствий, сопротивление трудностям силой воли и силой духа - одно из основных требований в этой диаде, - одно из главных условий её выносливости и жизнестойкости. И, конечно, - самоотверженный творческий труд по призванию, подчинённый велению души и силе вдохновения - здесь также является особо почитаемой ценностью, считается миссией избранных, посвящённых, духовных радетелей общества - представителей духовной и интеллектуальной элиты, - ТВОРЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ ЭЛИТ, свою принадлежность к которой по призванию ощущает и Гамлет.

Преобразуя в материальные художественные ценности высокую ирреальную и нематериальную духовность, Гамлет создаёт свою сокровищницу: ту коллекцию прекрасных грёз, мифов, образов и сказок, которую он приносит из внешнего мира, собирая их по самым красивым и значимым объектам окружающей его реальности. "Налетавшись", как бабочка, или как пчёлка вокруг "цветов" - всего самого яркого, впечатляющего и привлекательного, - он собирает свой "нектар" и несёт его в "соты", чтобы создавать из всего самого лучшего ценную материальную субстанцию, сохраняющую для каждой страждущей души свои живительные и целебные свойства на все времена.

Отсюда и интерес Гамлета к коллекционированию художественных ценностей, которые многие представители этого ТИМа собирают для тех, кому это будет дорого в будущем, кто сумеет это бережно сохранить и передать следующим поколениям.

Но, конечно "первую пробу" с этого "мёда" снимает Максим. Он же является и его первым дегустатором и хранителем.

Максим предпочитает быть "первым" у Гамлета во всех отношениях. В диаде Гамлет - Максим этот момент чрезвычайно важен (традиционно важен) и подсознательно соблюдается партнёрами.

Неприятности начинаются, когда Максим узнаёт, что он у партнёра - не первый, - "сращивания половинок" (надёжной и прочной дуализации) уже не получается: ощущение надёжности пропадает.

И тем не менее, у Гамлета есть больше возможностей убедить Максима в своей правоте, чем у кого бы то ни было: СИЛА ГАМЛЕТА В ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ СЛОВОМ, в эмоциональной и энергетической насыщенности его информации. В способности, благодаря силе производимого впечатления, приобретать особую ценность и значимость в обществе. Пронзать словом, как остриём меча, сквозь столетия влияя на сердца и умы людей, заставляя их сопереживать судьбам героев прошедших эпох может только Гамлет - актёр-Гамлет, драматург- Гамлет, поэт- Гамлет.

Природа создаёт человека несовершенным, позволяя ему совершенствоваться с каждым днём, но зато сам человек своими руками, своим мыслями, своими чувствами и , своими высокими, иногда традиционно совершенными технологиями, передаваемыми на протяжении многих веков из поколения в поколение создаёт произведения искусства, совершенные по мысли, по форме, по эмоциональной выразительности и по содержанию.

Отсюда и высокая требовательность у Гамлета к творчеству и творческому процессу. Отсюда эти высокие запросы к качеству работы, к глубине, информационной и смысловой ёмкости содержания к безупречной гармонии и совершенству форм - к всему тому, что выражается и обеспечивается "высоким стилем" и "высокими технологиями" экстравертных аспектов эволюционного кольца соцзаказа.

Творческую свою задачу ЭИЭ видит в том, чтобы принятые по интуиции потенциальных возможностей (+ч.и.) от своего заказчика ИЛЭ (Дон - Кихота) глобальные, конструктивные идеи, касающиеся основ мироздания, мироощущения, мировосприятия и миропонимания дополнить ярчайшими образами и фантазиями, глубокими по смыслу и ёмкими по содержанию. И облечь их в гармонически совершенную и ярчайшую по силе выразительности и впечатлений форму ( которую он впоследствии отправит на материально - техническую обработку и сохранение ("консервацию") либо своему дуалу Максиму, либо социальному преемнику - Цезарю, который, в свою очередь переправит её на технологическое усовершенствование своему подзаказному - Штирлицу, который в свою очередь направит её Дону для новых интуитивных усложнений и расширения возможностного потенциала на новом эволюционном витке.

Энергия слова, наделённая огромным возможностным потенциалом, - энергия образа, сохранившего в себе пылкость чувств и тепло бессмертной человеческой души, преодолевая пространство и время, способна достичь высокой цели и озарить её светом истины, долетевшим из глубины веков и вместившим в себя всё самое лучшее.

И эту мысль - генеральную программу ЭИЭ, Гамлета - совершенно великолепно выразил Вильям Шекспир (ЭИЭ, Гамлет) в одном из лучших своих сонетов (пятьдесят пятом):

"Замшелый мрамор царственных могил
Исчезнет раньше этих веских слов,
В которых я твой облик сохранил, -
К ним не пристанет пыль и грязь веков.

Пусть опрокинет статуи война,
Мятеж развеет каменщиков труд,
Но врезанные в память письмена
Грядущие столетья не сотрут.

Ни смерть не увлечёт тебя на дно,
Ни тёмного забвения вражда,
Тебе с потомством дальним суждено,
Мир износив, увидеть день суда.

Итак, до пробуждения живи
В сердцах, в стихах, исполненных любви."
(перевод С.Я. Маршака)

Энергия - проводник всего самого лучшего - самого светлого, чистого и возвышенного - из настоящего в далёкое, светлое будущее, на далёкие, долгие времена. (+ч.э.1 -б.и.2).

В связи с этим, энергия обязана быть чистой, воспоминания светлыми, образы возвышенными и яркими, совершенными по форме, максимально качественными и информационно ёмкими по содержанию.

Это - программа - максимум Гамлета. И сводится она к тому, чтобы осчастливить всё человечество созиданием светлого будущего в настоящем. И к тому, чтобы осчастливить себя осознанием причастности к этой высокой миссии.

Пронзая пространство и время силой чувств, духовной чистотой и величием мысли, энергия слова способна опережать время, покорять время, донося величайшую мудрость и глубочайший смысл его содержания до самых отдалённых пределов будущего. Преодолевая пространства, пролетая сквозь тысячелетия, преемственность образа, преемственность информации - сильной, динамичной, энергетически насыщенной - находит своего преемника, задаёт ему свой заказ, становится его призванием, его социальной или духовной миссией, его путеводной звездой.

3.СОЮЗ "АДМИНИСТРАТОРА" И "МЕНЕСТРЕЛЯ"

Времена не выбирают… В старину, в эпоху мрачного средневековья, когда наиболее плотно могли скрепиться, сковаться дружбой и взаимным сотрудничеством отношения в этой диаде, а её представители, будучи социально и духовно востребованными в этот период, могли наиболее полно и ярко себя реализовать, для простых и скромных тружеников, в большинстве случаев, - беспросветно скучные и унылые были времена. Радостей и ярких впечатлений в них было не много. Особенно для тех, кто нёс тяжёлое бремя военной службы, бремя ответственности сложных административных и тяжёлых хозяйственных забот в очень не простых, а подчас и рискованных бытовых и социальных условиях. Что, кроме фантастически яркой идеи и мечте о достижимом счастье, могло заставить Максима вырваться из беспросветного уныния и скуки?

Он мог изо дня в день терпеливо и мужественно нести свою караульную службу, стоя на площадке смотровой башни какого - нибудь средневекового замка, зная, какой его ждёт щедрый приз, если он хорошо послужит своему сеньору и его наградят великой честью нести караул вечером на праздничном ужине в пиршественной зале. Где он будет чувствовать себя счастливым, как в раю, когда затопят камин, зажгут светильники, приведут музыкантов. И какая - нибудь милая, скромная девушка, прелестная, как юная фея, запоёт ангельски чистым голосом, аккомпанируя себе на лютне, какую - нибудь импровизацию, или старинную балладу о любви благородного рыцаря к прекрасной даме. Тогда он и сам захочет стать благородным рыцарем, чтобы снискать почестей и славы, чтобы, совершив подвиг, быть посвящённым в рыцари, получить дворянское звание, титул, герб, небольшое имение в собственность и - самое главное! - руку прелестной певуньи в награду. Чтобы стать частью её жизни, её мира, её вдохновения, её радости, её судьбы. Стать её защитой и опорой до скончания века. И жить для неё и для их общего будущего в мире образов, рождённых её фантазией и вдохновением.

Высокие духовные цели задаёт Максиму Гамлет. Ставит перед ним амбициозные задачи и сам подсказывает пути решения. Часто иносказательно, - тонкими намёками, отвлечёнными образами и фантазиями, воплощёнными в художественном произведении. Понимая его иносказания буквально, принимая их как программу, Максим, выходя на конечные рубежи, открывает для себя новые перспективы и, - тактическими ходами, шаг за шагом, поднимается всё дальше и выше по служебной лестнице. И вот он уже достигает желаемого: вот он уже повышен в звании, женат на прелестной девушке, и их семье в замке выделены отдельные покои, - пока ещё очень скромные. Вот они уже сидят на пиру за господским столом ( и даже не на самом отдалённом месте). А вот уже за новые заслуги и подвиги им выделяются земли, их одаривают небольшим поместьем. И теперь уже в своём, родовом замке они всё устраивают в точности так, как это было заведено при дворе их сеньора. Устанавливаются те же порядки и те же законы, т же традиции праздничных ужинов с музыкантами в пиршественной зал. Возникает новая среда вокруг них, новое дворянство, новая творческая и интеллектуальная элита. В просторных залах появляются родовые, фамильные портреты, в галереях - коллекции трофейного оружия и произведения искусных мастеров и ремесленников. Создаются семейные архивы, библиотеки, учебные студии, художественные и ремесленные мастерские. А вокруг возникает город, а может быть и маленькое княжество - государство. И у него будет своя история, своя преемственность (свой эволюционный потенциал), свои традиции и обычаи. Свой флаг и свой герб, полученный основателем города когда - то давным - давно за первые боевые заслуги.

Союз Максима и Гамлета - неразделимый союз воинственного, сурового администратора и романтичного мечтателя- поэта (союз "воина" и "менестреля"), которые всегда нуждались друг в друге: без многоцветно - радужного, феерического творчества менестреля, скрашивающего одинокие холодные вечера, жизнь "воина" была бы невыносимой. Окрашенная в мрачные, чёрно- бело - серые (иногда с примесью кроваво - красного) тона, она подавляла бы его холодным, опустошающим душу унынием, беспросветно серых, "трудовых" будней, не предвещающих ничего светлого и радостного. Сил и желания жить, продолжать бороться за существования, защищаться и защищать, воевать и завоёвывать было бы недостаточно. И только приобщение к тому кладезю фантазий, сказочных и поэтических образов, - художественных, литературных и музыкальных, - скрашивало его существование, создавало ощущение праздника, являлось для него доступным и лёгким путешествием в феерический мир иллюзий и фантастических грёз, позволяющим мечтать и надеяться на лучшее, ощущать себя счастливым в этой мрачной и безысходной реальности. Веру в существование лучшего мира, в бессмертие души, надежду на светлые перемены к лучшему Максим также черпает в творчестве своего дуала Гамлета. Который, в свою очередь, в суровой силе и мужественности Максима, в его оптимизме и жизнелюбии, черпает своё вдохновение, воспевает его подвиги, овеянные славой былых сражений, создаёт поразительно точные и яркие образы, воссоздаёт точные описания событий и рассказывает о них так подробно и красочно, словно сам тому был свидетелем.

Без цвета, света и красок поэтичного и романтического творчества Гамлета жизнь Максима была бы страшна, скучна и мрачна, как сырой, холодный, тёмный погреб. Она не была бы жизнью, потому, что не сообщала бы ему ни энергии, ни сил. Ни желания жить и радоваться жизни (-ч.э.5).

Максим - субъективист второй квадры (квадры "весёлых" аристократов) и его жизнь подчинена социальным и идеологическим схемам, социальным и идеологическим ритуалам, в которые входят и все его служебные расписания, и график дежурств, и рабочий и бытовой распорядок дня. Несёт ли он караульную службу, или отчитывается в кабинете начальника - он в строю, он подтянут, он дисциплинирован. Он и в наше время, как сто, двести, пятьсот или тысячу лет тому назад, - готов к труду и к обороне, к бою и к поединку (если понадобится), к "классовой" и к политической борьбе, - готов подчинить свою жизнь интересам системы, готов наполнить радостью её праздников, - военных праздничных построений с торжественной присягой и клятвой, триумфальных парадов и шествий, яркими зрелищами праздничных народных гуляний с песнями, плясками и театрализованными представлениями. Традиционные праздничные ритуалы, передающиеся из поколения в поколение, традиционные культовые ритуалы, - также вносящие определённое настроение и разнообразие в его жизнь, - дисциплинирующие, заставляющие уважать силу и мощь системы, заставляющие ценить то благополучие, которое обеспечивает ему и сама система, и её экономическая и военная мощь (предмет особой гордости Максима), и её духовные и социальные приоритеты, которые он глубоко почитает и на которые ориентируется до тех пор, пока они себя оправдывают реальными успехами и достижениями системы.

4.СОЮЗ "САМОГО ПРАВИЛЬНОГО" И "САМОГО ПРАВЕДНОГО"

Аналогично тому, как Максим, взаимодействуя с окружающей средой, создаёт для себя удобную, иерархически организованную эко - нишу и "осуществляет в ней руководство" - занимает выгодную для себя позицию доминанта, иерарха, администратора, также и Гамлет, взаимодействуя с окружающей средой, создаёт удобную для себя идеологическую иерархию, которую и возглавляет на правах бессменного и единовластного лидера. Присваивая себе высшую степень посвящённости в таинства духовного и иррационального, он создаёт новые жреческие институты, новые культовые учреждения и никому не позволяет ни сравниться с собой в уровне приобщения к высшим культовым знаниям, ни конкурировать в праведности служения высшим силам.

Ни одна диада в соционе не оставляет таких ярких отпечатков своего взаимодействия с окружающей средой, как эта, создававшая на протяжении многих веков и тысячелетий административные и культовые учреждения и институты - бюрократические и теократические иерархии всех возможных форматов и образцов, какие только можно себе представить, превосходивших по стройности конструкций и многообразию форм социальные структуры, создаваемые другими диадами социона.

Способность создавать в окружающей среде удобную для себя эко - нишу, эко - систему определённой конфигурации, соответствующей системе ценностей (системе координат) модели ТИМа (или системе ценностей и координат её программного информационного аспекта), а также способность создавать (или воссоздавать) целостную эволюционирующую эко- систему, исходя из одного отдельного программирующего её элемента (информационного аспекта), мы будем называть ФРАКТАЛЬНЫМ СВОЙСТВОМ этого программирующего элемента (информационной программы, информационного аспекта, модели ТИМа).

Подобно тому, как зерно воссоздаёт растение, воспроизводя все заложенные в нём свойства, так и информационный аспект модели "А" (любой, а не только программный) воспроизводит программирующие свойства, возглавляемой этим аспектом модели в экологически целесообразных пределах. Благодаря чему социальная эко - система, организованная какой - либо информационной моделью, может быть на протяжении длительного периода времени и вполне самодостаточной (при благоприятных внешних и внутренних эко - условиях) и достаточно интенсивно развиваться, накапливая свой (силовой и возможностный) потенциал, поскольку многое здесь, опять же, зависит от заданной административной и идеологической программы (от статического и динамического базиса), доказательством чему опять же, выступает диада Гамлет - Максим, создававшая в разные эпохи мега - империи и мега - цивилизации, существовавшие на протяжении длительных периодов времени (будучи вполне успешными и в своей самодостаточности, и в своей самоизоляции). Что опять же говорит об огромном эволюционном потенциале диады Гамлет - Максим.

Способность создавать для себя удобные, идейно "оправданные" эко- ниши, а в них - выгодные, иерархически преимущественные для себя "идеологические лазейки", подспудные "ходы" и "выходы", ведомственные перемещения, позволяющие присваивать себе "по умолчанию" новые ранговые права и полномочия - так же характерно для Гамлета, как и для Максима, использующего с выгодой для себя хозяйственно - административные отдушины, что позволяет им обоим пользоваться фактически неограниченной властью на местах и, оставаясь при этом абсолютно законопослушными (по их собственному убеждению) "элементами" всевластных структур.

Максим и Гамлет - диада законотворцев- основоположников духовных основ и основ правопорядка. При этом Максим выступает как решительный и волевой администратор, а Гамлет - как суровый идеолог, жестокий и беспощадный, уверенный в том, что при других условиях такую суровую администрацию не сохранить. Суровой администрации нужна суровая идеология, допускающая режим социального террора и страха. И требующая от всех членов иерархии готовности к полному самопожертвованию, полной самоотверженности и высокой самоотдачи во имя интересов системы.

Союз Максима и Гамлета - союз двух педантов: рациональных - упрямых- субъективистов, соблюдающих и почитающих устав системы, свод законов, кодекс правил, не изменяющих этикету, не отступающих от приличий. Способных великолепно ориентироваться в отношениях и перемещениях в рамках системы (ранговых, кастовых, сословных), умеющих "перемещаться" и "перемещать" в нужном направлении нужные "элементы системы", создавая нужные и удобные им связи и разрушая опасные и неудобные. Это их врождённое свойство, оно входит в область "врождённого профессионализма" и ему невозможно научиться, - с ним нужно родиться. И именно во второй квадре - квадре аристократов-субъективистов (почитателей системы). И именно в рациональной её диаде "упрямых педантов", не желающих отступать от правил (потому, что это их система координат) и не отступающих от правил ни на шаг (при благоприятном стечении обстоятельств), - в диаде, объединяющих для выполнения назначенной им социальной задачи и миссии "САМОГО ПРАВИЛЬНОГО" (Максима) - лучшего знатока, учредителя и исполнителя законов и правил и "САМОГО ПРАВЕДНОГО" (Гамлета) - лучшего режиссёра культовых ритуалов и обрядов (всех времён и народов), лучшего знатока всех обрядовых таинств, составителя и изобретателя ритуалов, традиций и обычаев, лучшего толкователя всех знамений, предсказателя и прорицателя всех возможных событий - лучшего и единственного "пророка в своём отечестве". Только в союзе с таким ценным специалистом, заручившимся поддержкой всех могущественных сил в реальном и ирреальном мире, Максим может чувствовать себя в достаточной мере защищённым. И, конечно, глубочайшая вера в честность служению возложенным обязательствам скрепляет их союз, БЕЗГРАНИЧНОЕ И НИ ЧЕМ НЕ РАЗРУШАЕМОЕ ДОВЕРИЕ И УВАЖЕНИЕ ДРУГ К ДРУГУ, которое они начинают испытывать с первой минуты своего знакомства и которое НЕ ДОЛЖНО РАЗРУШАТЬСЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ВРЕМЕНИ их совместного сосуществования в дуальной диаде.


Часть II
РАННИЙ ЭТАП ДУАЛИЗАЦИИ, ПЕРВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРВЫЕ ТРУДНОСТИ



5. ПЕРВЫЙ ШАГ ДУАЛИЗАЦИИ: ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ И ДЕЛОВОЙ ИНТЕРЕС
(Каналы 3 -7, дуализация по аспектам этики отношений и деловой логики)

При первых же встречах Максим проявляет себя как интересный собеседник, чрезвычайно эрудированный, начитанный, вдумчивый, остроумный, способный поддержать разговор практически на любую тему. Одновременно с этим (по признаку эмотивности, связанным с мобильностью и коммуникабельностью по нормативному аспекту этики отношений (+б.э.3), Максим производит впечатление чуткого и отзывчивого человека, способного быть внимательным, заботливым, деликатным, способного тонко чувствовать и сострадать. Все эти свойства чрезвычайно импонируют его дуалу Гамлету и глубоко располагают при благоприятных обстоятельствах и наличии приятного внешнего впечатления: привлекательной внешности в сочетании с галантными манерами, хорошим вкусом, внешним обаянием, опрятностью, аккуратностью, самодисциплиной, умением учтиво и с достоинством держать себя в обществе, красиво и щедро ухаживать, в точности выполнять данное обещание.

В том случае, когда отношения кажутся "стоящими", Максим может произвести на партнёра самое выгодное и самое благоприятное впечатление (по максимуму полученного воспитания и образования). Если ожидания не оправдываются, Максим может от высшей степени галантности перейти к крайней степени хамства: не любит, когда его "дурят", обманывают, держат за идиота, или "втирают ему очки", - обижается, злится и считает своим долгом жестоко наказать обидчика. И если "наказание" ограничивает злобными выпадами и резким высказыванием на повышенных тонах, можно считать, что обидчик легко отделался. Обидных и жестоких розыгрышей Максим не прощает: поскольку, именно тогда, когда он делает ставку на важное и выгодное знакомство с целью поиска спутника жизни, он меньше всего желает идти по ложному следу и растрачивать своё время, свои шансы, силы и материальные средства на "фальшивку", с которой и неприятностей не оберёшься и связывать себя опасно и не выгодно.

Как системный логик - статик - аристократ- деклатим, ставящий перед собой амбициозные цели и стремящийся достичь их скорейшим путём, Максим прагматичен: не собирается себя растрачивать на ложные (или побочные) цели, а старается их системно скомпоновать так, чтобы каждая из достигнутых целей одновременно позволяла реализовала и другие задачи и открывала перед ним новые перспективы. Уж, если жениться, так на девушке со связями, с хорошим приданным, с пропиской, с идеальными жилищными условиями (чтоб потом к другой не уходить), с великолепной внешностью, хорошими манерами, прекрасным образованием (чтобы не пришлось краснеть за неё в обществе), с хорошими деловыми качествами (чтобы с её помощью многого можно было достичь), чтобы была усердна, прилежна, доброжелательна, чтобы человеком была хорошим, чтобы была хорошей хозяйкой, женой и матерью, чтобы была почтительной с мужем, его родителями и детьми.

Максим - упрямый- деклатим- статик- аристократ- рациональный - интроверт- сенсорик -системный логик. И, по совокупности всех этих психологических признаков, он чрезвычайно требователен к качествам и свойствам своей будущей спутницы жизни. Но самое главное, - он очень расчётлив, прагматичен и упрям - неуступчив (по психологическому признаку). Жизнь должна его очень хорошо "обломать", чтобы он хоть на йоту поступился какими - то своими требованиями к партнёрше. Он хозяйку себе в дом ищет так же придирчиво, как в старину хороший крестьянин себе лошадь или корову покупал. Каждое свойство и каждое качество всесторонне оценит, каждый свой шаг продумает (желательно так, чтобы тут же проверить качество своего приобретения, но при этом иметь возможность его вернуть назад за ненадобностью, да ещё и высказать претензии и предъявить счета к оплате за моральные и материальные издержки).

Когда Максим (даже пожилой, умудрённый жизненным опытом человек) приходит в бракопосредническое бюро, он представляется непритязательным и неприхотливым клиентом. Но когда начинает перечислять все необходимые ему требования к потенциальному спутнику жизни, у компьютера не хватает памяти, чтобы их всех упомнить. (А служащие фирмы вообще предпочитают с ним не связываться и заявки у него не принимать: с одной стороны Максимы подают о себе сведения, с другой, - Гексли ищут себе спутника жизни (так, на всякий случай, - вдруг кто - нибудь интересный проявится), - а знакомить решительно некого и не с кем.)

"Дуализируясь по расчёту", следя за точным соблюдением требований, Максим попадает прямёхонько на Гексли, который очень точно угадывает всё, что желает очередной "герой дня" и очень расчётливо и гибко работает по принципу "чего изволите-с?" попадая в эпицентр отношений конфликта: когда, кажется, привиделось некое долгожданное чудо, каждый из партнёров ждёт "продолжения волшебного сна", а он оборачивается страшной реальностью.

С Максимом "дуализироваться по расчёту" - себе дороже! Человек он практичный, хозяйственный: не успевает привести в дом жену (именно ту, которую "взял по расчёту"), как тут же находит ей "полезное" применение. Направит "в работы" - на кухню, в поле, в хлев, в коровник… Тут и всей романтике конец.

Поэтому для полноты счастья Максиму нужна такая романтика, которая бы не развивалась как миф, не разрушалась как мираж при первом столкновении с действительностью.

Конечно, дуализироваться он может и с девушкой из малообеспеченной семьи, и с сокурсницей по институту, и с соседкой по студенческому общежитию. И прежние установки здесь будут решительно не при чём. Всколыхнётся где - то в глубинах памяти образ прелестной девушки из средневекового замка. И кончено! - Вот оно моё счастье, и другого не надо!

Все былые расчёты забываются тут же. И не находится другого желания, кроме как служить ей, как прекрасной даме. И самому быть для неё "рыцарем в сверкающих доспехах"…

Возможность дуализироваться с "девушкой из общежития" оказывается преимущественной, поскольку именно здесь Максим получает возможность присматриваться к ней и судить о её способности успешно существовать в "системных отношениях", соблюдая (как сейчас бы сказали) все правила "коммунального общежития". (Жизнь в средневековом замке тоже организовывалась по принципу "коммунального общежития", хотя она оплачивалась феодалом и носила ранговые различия: кто ближе к элите, тот и устраивался с большим комфортом. Но по способности существовать в коммунальных условиях своего ранга - тихо, скромно, организованно, соблюдая приличия и не выходя за рамки устава, и определялась та девушка, которая имела все основания создать о себе наилучшее мнение (среди контролирующих структур), получить наилучшую рекомендацию и сделать успешную карьеру, прослыв "образцово - показательной", "исполнительной" и "незаменимой" и приблизиться к "элите" в кратчайший срок. Именно такую жену, подходящую для существования в любой закрытой и самодостаточной системе выберет себе Максим и по расчёту, и по симпатиям.

Такую будет присматривать и среди девушек своего ранга, полагаясь на свою наблюдательность. (А у него глаз - "алмаз"). И "алмаз" он будет искать себе в спутницы жизни - "скромный бриллиант" чистейшей воды. По тому, как девушка умеет держаться в обществе - тихо, скромно, но с достоинством, чётко понимая своё место в системе, не упуская его, не уступая его никому и отстаивая свои права законными, нормативными способами; по тому, как она умеет быть доброжелательной к окружающим и почтительной к старшим; по тому, как она умеет проводить время, занимаясь полезными и необходимыми (для успешного существования в коммунальных условиях) делами; по тому, как она подбирает себе ближайшее окружение из самых надёжных, и благовоспитанных сверстниц; по тому, как организует свой досуг, посещая театры, музеи, библиотеки выясняется: подходит ли она в супруги такому "человеку системы" ("человеку в футляре"), каким является Максим, или нет. И тут, как правило, либо всё сходится "одно к одному" (как в хорошем клише), либо не состыковывается совсем. Максим остановит выбор на девушке с безупречной репутацией, о которой никто никогда плохого слова не скажет. (А иначе, он просто не сможет с ней жить. Поскольку, будучи ТИМом наиболее социально ориентированным, ЛСИ (Максим) очень зависим от мнения окружающих его людей. А окружение он старается себе подбирать тоже очень достойное, опасаясь "как бы чего не вышло" и подстраховывая себя по аспекту интуиции потенциальных возможностей. Поэтому, искать себе подругу среди бедовых девиц -"сорви голов" он тоже себе не будет. (Он таких за версту обходит, стараясь не иметь с ними ничего общего.) Опасения "как бы чего не вышло" должна разделять и его подруга ЭИЭ (Гамлет), поскольку аспект интуиции возможностей является в этой диаде вытесненной ценностью. И, значит, дружить с девушками, дающими повод для сплетен, она тоже не будет (если дорожит своей репутацией, если хочет остаться в системе, если хочет перейти на преимущественные, привилегированные позиции. А для Гамлета, как и для Максима вне иерархии нет существования в системе и "плох тот солдат, который не хочет стать генералом". Без сопровождения девушка (Гамлет) тоже будет появляться крайне редко: и потому, что экстраверт (нужна компания); и потому, что аристократ (нужна свита); и потому, что решительный негативист (необходимо сопровождение, ограждающее от возможных неприятностей, а то, "как бы чего не вышло"). И как стратег - квестим, наворачивающий препятствия на пути к достижению цели, она не хочет быть слишком легкодоступной для Максима. Ей тоже нужно испытать его решимость, целеустремлённость, терпение. Нужно предоставить ему возможность обдумать своё решение, своё намеренье. Хотя расхолаживать его она тоже не будет. Её "свита" уже достаточно ею вышколена и подчиняется ей беспрекословно: появляется и исчезает по первому же её требованию, понимая её с полуслова, с полунамёка. Поэтому, в нужное время она оказывается в нужном месте (интуиция никогда её не подводит), и Максим получает возможность использовать этот шанс.

Партнёрша кажется безупречной, если завораживает взглядом и голосом, энергией слова, мимикой, жестами. (А всё это - атрибуты эмоциональной выразительности ЭИЭ (Гамлета) - врождённые и приобретённые: подмеченные, заученные, наработанные, отточенные д мастерства, доведённые до высочайшего уровня совершенства.) Научиться хорошим манерам, движениям, мимике, пластике, заранее зная, что они пригодятся ему в жизни, может любой Гамлет. Для этого не обязательно посещать студию актёрского мастерства. Хотя в театр, в кино - к зрелищам всех жанров и уровней их тянет с раннего детства. ЭИЭ чрезвычайно наблюдательны. Подмечают и копируют всё, что им кажется интересным в людях: характеры, мимику, жесты, взгляды, походку, улыбку. И выбирают для себя ту модель, которая кажется им наиболее подходящей по случаю, или наиболее естественной и органичной для окружающей их среды.

По нормативному технологическому аспекту деловой логики (+ч.л.3) успешно проявляют себя технологами (индивидуальных и массовых) коммуникативных моделей. Что позволяет им выгодно использовать эту способность в тактических и в стратегических целях: быть лидером, "душой" и центром компании, завоёвывать бешенную популярность, вызывать к себе безграничное доверие, манипулировать мыслями, чувствами, интересами и настроениями людей в любом обществе, на любом уровне, в самых широких кругах. (По части полит.технологий, режиссуры и моделирования общественных явлений и событий с Гамлетом мало кто может сравниться в соционе.)

Произвести сильное впечатление на Максима даже при самой скромной внешности Гамлет может без особого труда. Проблема заключается в том, чтобы подходить Максиму по социальным параметрам. (Максим - человек системы. Системный логик-аристократ, разделяющий людей по формальным признакам на сословные, ранговые категории, на духовные, этнические и идеологические общности, на целевые и профессиональные сферы - престижные и не очень. Максим конформен: он не идёт против существующей власти и не склонен поддерживать оппозиционеров. Хотя представители этого ТИМа встречаются в среде диссидентов, в числе лидеров оппозиции; и успешно функционируют в этих кругах, устраивая там для себя удобную и выгодную эко - нишу и подыскивают себе выгодную партию из числа единомышленников.)

Максим - сноб, Максим - эстет. Комфорт, благоустроенный быт, престижные, родственные связи, их популярность в обществе, их высокое социальное положение и доминирующее влияние в окружающей среде - всё это имеет для него большое значение. Поэтому, в процесс дуализации этой диады включается программа коррекции социальных нормативов с "подгонкой" желаемого под действительное - "доработка" до уровня необходимой психологической и социальной адаптации с будущей социальной средой, - иерархической системой родственных связей, в которой в дальнейшем будут развиваться отношения двух дуалов. Максиму крайне важно, чтобы его спутницу приняли в его среде как ровню, чтобы ему не пришлось её стыдиться, не пришлось за неё краснеть, оправдываться, объяснять какие - то неловкие или неэтичные её поступки. Максиму важно чтобы его спутница пришлась ко двору в этой новой для неё системе, сумела достойно и органично войти в неё, прижиться в ней и стать "своей" для всех наиболее уважаемых и почитаемых её членов" чтобы сумела найти правильный и нужный тон отношений со всеми.

Задача усложняется тем, что Гамлет и Максим - оба упрямые. Упрямство их диадный признак. Ни тот, ни другой не желают понижать уровень своих запросов и требований. Более того, не позволяют партнёру понижать уровень своих требований к себе, быть снисходительным к собственным слабостям и к слабостям других. При этом оба, будучи рационалами -прагматиками (ЛСИ (Максим) по наблюдательной (-ч.л.7), ЭИЭ (Гамлет) - по нормативной: +ч.л.3) стараются реально взвешивать и свои шансы и шансы партнёра.

Выручает второй диадный признак - беспечность…

6. ВЫРУЧАЕТ ПРИЗНАК "БЕСПЕЧНОСТИ"
(ПРОГРАММЫ МИГРАЦИИ И РАССЕЛЕНИЯ НА ДАЛЬНИЕ ТЕРРИТОРИИ)
Комментарии и теоретические пояснения к этой теме смотрите на файле "Гамлет - Максим; 1-е дополнение"

Всем известны эти студенческие свадьбы, - когда молодожёны по два - три года живут в разных комнатах (у каждого по пять, по десять соседей), встречаются украдкой и вместе им удаётся побыть только во время каникул (когда соседи разъезжаются), или когда они сами приезжают к своим родным и близким домой, и с их правами супругов хоть кто - то начинает считаться. Но опять же, до определённого момента: не так - то легко быть "главой семьи" - то есть, основателем новой семейной иерархии и при этом "встраиваться" в уже существующую - доминантную, родительскую иерархию на правах подчинённой и, как правило, унижаемой - субдоминантной. Трудно, прежде всего, потому, родители начинает эту субдоминантную иерархию (то есть новую, молодую, ещё непрочную семью) традиционно разрушать, доказывая им всеми возможными способами, что они были и будут оставаться на подчинённых позициях. А если родители пожелают, то их вообще разведут. Главной цели - рождения внуков можно добиться и от разведённых супругов, а заменить отсутствующего родителя может и бабушка, и дед.

Молодожёны - Максим и Гамлет - в этой ситуации чувствуют себя ужасно. Не подчиняться и не почитать родителей они не могут. Помешать родителям разрушать свою молодую семью они тоже не могут: для этого нужно поминутно одёргивать их, возражать им, прекословить, оспаривать их мнение, их поручения, их действия, нацеленные (традиционно!) на разрушение молодой семьи, которую они сейчас воспринимают как конкурирующую и претендующую на доминирование иерархию. Двух равно доминирующих иерархий в одной централизованной системе не бывает и быть не может. Значит, либо общая система уже будет децентрализована, и молодая семья отдалится от родителей. Либо новая, молодая семья уже не будет централизованной (и перестанет быть иерархией), будет разрушена на корню и потеряет какие - то важные свои программирующие позиции и функции, структурные, связи, звенья и элементы. И Максим как программный структурный логик понимает это лучше других, видя как разрушаются и его связи с родителями (под влиянием их неуважительного к нему отношения), как разрушаются его связи с женой, вынужденной терпеть унижение и быть свидетелем унижения своего мужа. И хотя во второй квадре бытует правило "кто больше кричит, тот больше прав получает", оно касается только внутрисистемных отношений "равных по званию" в рамках одной иерархии. Но со "старшими по званию" Максим - Гамлет, в соответствии с программами своих ТИМов, обязаны соблюдать субординацию. Поэтому родителям здесь не прекословят (а иначе, какая же это семья получается? - и какой можно подать пример детям?). Права родителей здесь уважают. Нарушение прав родителей - нарушение правил семейной субординации, семейной иерархической преемственности, семейных обычаев и традиций, которые считаются основной ценностью диады Максим - Гамлет и которые здесь свято чтут.

Всё обходится сравнительно благополучно, когда каникулы быстро заканчиваются, или у молодожёнов находится причина их сократить и пораньше вернуться к учёбе. Всё удачно устраивается, если по окончании учёбы молодожёны получают распределение в отдалённый город, уезжают от родителей и начинают строить свою жизнь самостоятельно. Возникает новая семейная иерархия, освобождённая от пережитков и предрассудков прежней, родительской иерархии, созданная на новом месте, под новым (эволюционным) углом на оси времени, в которой всё организуется по новым (современным им), порядкам и правилам, подчиняется их взаимному уважению, взаимной помощи, взаимному распределению прав и обязанностей. Без трудностей, конечно, не обходится, но выручает оптимизм, целеустремлённость, упорство, а также тот факт, что в жизни Максима и Гамлета всегда есть место подвигу.

7. СУГГЕСТИЯ ПО АСПЕКТУ ЭТИКИ ЭМОЦИЙ
("В ЖИЗНИ МАКСИМА И ГАМЛЕТА ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ПОДВИГУ")

С первой же минуты своей встречи с дуалом, Гамлет начинает ориентировать Максима на подвиг, - на раскрытие и реализацию своих сил и возможностей по максимуму - и тем, что пытается заинтересовать собой и отношениями с собой, и попыткой внушить ему глубокую веру и заинтересованность в возможных позитивных перспективах, которые станут для него доступными, если он поставит перед собой амбициозные цели и пожелает их достичь.

Зачем Гамлету это нужно?

Проблема в том, что Максим - робок (в том смысле, что не способен выходить за рамки дозволенного уставом системы). Максим - реалист, здравомыслящий прагматик. Сам он не склонен переоценивать свои силы и возможности. Не рискует взваливать на себя непомерную ответственность, не рискует прыгать выше головы и хватать звёзды с неба. Деловая, служебная (системная) или профессиональная авантюра - не его метод. Максим не склонен к авантюризму. Его кредо: "тише едешь, дальше будешь". Главное - не быть в тягость системе: везде поспевать, всё делать к месту и вовремя. Не тащиться в хвосте, не быть среди отстающих, не тянуть коллектив вспять. "Садиться не в свои сани", прыгать через голову "старших товарищей" - Максим тоже не считает для себя возможным. Это не системное отношение, это не по правилам системы, в системе (а тем более иерархической) так не поступают. (Уличат в неподобающих методах продвижения по службе, стыда не оберёшься, - как потом товарищам в глаза смотреть?)

Гамлет склоняет Максима к посильным авантюрам. Таким, например, как осуществление очень дерзкого творческого, политического, профессионального или социального проекта. Может подвести его к мысли о неравном (в иерархическом отношении) браке, идущим в разрез с требованиями системы, с которыми Максим привык считаться и которые привык уважать. Но Гамлет заставляет его отбросить эти сомнения: какой же он рыцарь, если не может отважиться на прорыв, на смелый шаг, на дерзкий поступок. И хотя бы один раз и пойти против правил системы? (Если не поддастся этому порыву - значит суггестия (внушение) не состоится. А Максим наихудшим образом зарекомендует себя в глазах дуала: предстанет как "бесчувственное существо", "предатель", с которым вообще не следует иметь дело. Гамлет может взять Максима и "на слабо". (И то верно, почему бы ему и не ощутить себя принцем, способным жениться на Золушке?)

Что нужно сделать, чтобы заставить сноба -Максима (например, юношу из элитных кругов) жениться на простой девушке из общежития?

Гамлет делает ставку на этику эмоций. Стремится произвести на дуала неизгладимое впечатление. Всеми силами старается запасть ему в душу. Но делает это исключительно силой эмоций: исключительной выразительностью взгляда, определённым интонационным нажимом, эмоциональным пафосом, силой и энергией слова, глубиной и выразительностью мысли. В каждом движении, жесте, взгляде Гамлет старается быть неотразимым - потрясающим, сногсшибательным, незабываемым. Действует по принципу: явился, потряс, покорил! (Заворожил, очаровал, прошиб!)

Гамлет не говорит, а изрекает. И "раздувает эмоции по максимуму (+ч.э.1.). Играет театрально (или с налётом театральности), но чрезвычайно впечатляюще, искренне и глубоко. Сам верит в то, что хочет выразить. Воодушевляется сам и воодушевляет этой игрой Максима. Гамлет - игрок. И, выбрав себе подходящего дуального партнёра, он многое ставит на карту в такой момент. Старается быть предельно убедительным, заранее будучи уверен (чувствуя интуитивно), что доверчивый и простодушный Максим не подловит его на этой избыточной театральности (со всеми, сопутствующими ей "спецэффектами"). Не всякий, а только программный этик заметил бы этот избыточный пафос Гамлета. А Максиму он для полной суггестии (для абсолютной полноты внушения) подходит идеально. Будь эмоциональный импульс послабее, до Максима бы эти "сигналы" и вовсе не долетели, к "спектаклю" дуала, к методам его эмоционального воздействия он остался бы равнодушен. Будь сигнал посильней, Максим решил бы, что Гамлет переигрывает. Интуиция позволяет Гамлету чётко регулировать меру эмоционального воздействия и быть при этом предельно убедительным. Эмоции Гамлета захватывают Максима, возникает ощущение эмоционального единства, неразрывной прямой и обратной эмоциональной связи. И вот уже Максим целиком и полностью доверяет своему дуалу и ожидает, как чуда, счастливого поворота своей судьбы: наконец - то в его жизни произошло самое главное событие, наконец - то судьба свела его с тем человеком, которого он всю жизнь искал и о встрече с которым мечтал! Наконец - то он нашёл свою вторую "половинку", и теперь его жизнь станет счастливой и полной. Хотя самое важное и трудное ещё впереди: "Золушку" надо ввести "во дворец", в отчий дом (в иерархическую, матричную систему), "встроить" в среду сословных, ранговых отношений привычного ему круга людей. Нужно посмотреть, как новая молодая ветвь приживётся на родовом дереве. Нужно устроить для себя и своей будущей семьи надёжную и удобную экологическую нишу, стараясь при этом никого (главным образом - старших) не стеснить, не обидеть, не возмутить, чтобы не нарушить уже сложившихся системных связей.

Выручает уважение к традициям и преемственным системным связям в этой диаде.

8.ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И УВАЖЕНИЕ К ТРАДИЦИЯМ

Преемственность системных отношений - великая ценность в диаде Гамлет - Максим, поэтому подрывать корни вскормившего их древа (вести себя, как "свиньи под дубом") они не будут - это противоречит эволюционной миссии их диады. Их задача: не разрушать на корню матричную, а продолжать и развивать дело отцов, базируясь на преемственности традиций и знаний.

Гамлет уважительно относится к сложившимся связям и отношениям в системе, поэтому заботу Максима в этом вопросе принимает, как свою. Старается по всем параметрам подходить заявленным требованиям. Правдиво сообщает о себе все необходимые сведения. (В рациональных диадах социона так принято: лучше нелицеприятная правда сразу, чем неожиданное разоблачение потом. О наличии долгов, семейных или вне семейных проблем и обязательств принято говорить на ранних этапах знакомства - до того, как отношения вступают в серьёзную и ответственную фазу. Отговорки: "Я не хотел тебя расстраивать, поэтому не сообщил о своих тайных пристрастиях"- здесь не проходят и считаются предательством интересов партнёра. По этой же причине рационалам трудно строить серьёзные отношения с иррационалами, часто поступающими наобум, "на авось", "как кривая выведет". В рациональных диадах преданность и честность ценится превыше всего.)

В диаде Максим - Гамлет, где аспект негативной интуиции потенциальных возможностей ("как бы чего не вышло") представляет реальную угрозу для обоих, принято говорить о себе правду и только правду. Отступление от этого принципа влечёт за собой глубокие разочарования, которые оседают тяжёлый грузом на душе, оставляют неизгладимый след на отношениях и никогда не исчезают из памяти.

В диаде Гамлет - Максим совершенно запрещено лгать и говорить неправду. В экстремальных условиях диады упрямых - беспечных - рационалов второй квадры это и рискованно, и недопустимо. Максим в этом отношении очень требователен (всё тот же болезненный аспект интуиции потенциальных возможностей). Гамлет старается этому требованию удовлетворять, хотя иногда и действует на свой страх и риск по принципу “не пойман - не вор” - уж если солгал, старается не попадаться на лжи. Потому и врёт очень искусно, и обвинение старается от себя отвести (если уже пойман на каком - то проступке). Но в отношениях с Максимом Гамлет предпочитает изначально быть честным. Сложившимися добрыми отношениями дорожит. И уж если приходится брать грех на душу, старается вовремя и в подходящий момент покаяться.

Пример:
Одна милейшая дама средних лет (ЭИЭ, Гамлет). Будучи в зрелом возрасте, встретила на курорте мужчину намного моложе себя и у них завязались изумительные, романтические отношения. Случилось так, что оба они были из одного города и, вернувшись из отпуска, стали продолжать встречаться. Отношения стремительно развивались, и через какое - то время этот человек предложил ей выйти за него замуж.

Она бы и рада была согласиться, но её очень смущала разница в возрасте. И хотя она выглядела значительно моложе своих лет, она всё же не решалась сказать об этом своему другу, опасалась, что если он узнает, то перестанет с ней встречаться. Она поделилась своей тревогой с приятельницей, и та предложила ей “потерять паспорт”, а взамен утерянного обещала “сделать” другой документ, где будет проставлен более подходящий для её жениха возраст. Сказано - сделано! Справили будущей новобрачной новый паспорт, и в назначенный день и час она без хлопот сочеталась со своим возлюбленным законным браком. И ничто не омрачало счастья молодожёнов до тех пор, пока подружка, позавидовав им, не стала шантажировать новоиспечённую супругу: требовала очень крупную сумму денег в обмен на дальнейшее сохранение её тайны.

Но новобрачная достойно выдержала это испытание. Из своего далеко не юного возраста она извлекла определённую пользу: сама обо всём рассказала мужу - и про свой истинный возраст, и про подлог. Призналась, покаялась, объяснила, что очень боялась его потерять. Поклялась, что никаких других тайн от него у неё нет: возраст -единственное, что она от него скрывала. Обещала ему впредь говорить только правду. Только после этого он её простил. Но она видела, что прощение далось ему очень нелегко: он ещё долго и тяжело переживал этот обман.

В большинстве случаев ( или, по крайней мере, без крайней необходимости) Гамлет старается не разочаровывать Максима. Сообщает о себе только правдивые сведения, старается ничего не утаивать и не искажать. Понимает, как это важно для их семьи в настоящем и в будущем.

И, разумеется, старается произвести на Максима наиболее благоприятное впечатление. Чтобы окончательно развеять все страхи и сомнения своего дуала, чтобы заставить его решиться на такой важный и значительный шаг, Гамлет изо всех сил старается быть (или выглядеть) таким, каким хочет видеть своего идеального партнёра Максим. Для того, чтобы угадать это, Гамлету иногда хочется свериться со своими наблюдениями, заставить поработать своё воображение, поднапрячь свою интуицию и найти в памяти, в воображении, в окружающей его реальности тот образ, который хотелось бы воссоздать наяву, чтобы уже на всю оставшуюся жизнь покорить им и очаровать своего избранника. (Гамлет, что ни затеет, всё любит делать с интересом, с огоньком и с фантазией. Так, например, одна милейшая девушка - Гамлет, желая охмурить своего возлюбленного (который при ближайшем рассмотрении оказался Габеном) всё время брала у подружки ребёнка "на прокат", желая продемонстрировать, как сильно развито в ней материнское начало. Появлялась в доме этого паренька с пятилетним ребёнком и устраивала спектакль по всем правилам: возилась с малышом, одевала, раздевала, кормила с ложечки - входила в образ будущей матери. ("Работала" по демонстративным эмоциям, видимо подсознательно подстраиваясь под психотип Габена, поскольку её прямое эмоциональное воздействие оставляло его полностью равнодушным.) Замуж за него она (к счастью для себя) так и не вышла. Но идея стать матерью увлекла её не на шутку: очень понравилось возиться с ребёночком.)

В дуальных отношениях Гамлету никаких особых поисков проводить не приходится. Все нужные образы находятся сами собой в рамках системы приоритетов и ценностей его ТИМа и его дуальной диады. При отсутствии каких - либо объективных препятствий и противопоказаний отношения складываются чрезвычайно легко. И эта лёгкость их обоих приятно удивляет, радует, веселит, активизирует, воодушевляет. Возникает ощущение полёта и опьяняющей радости - ощущение дуальной эйфории, - избытка радости, избытка счастья, избытка сил, избытка щедрости; ощущение необычайного эмоционального подъёма, прилива сил и вдохновения.

9. МАКСИМ - ГАМЛЕТ; СОЦИАЛЬНЫЙ РОМАН

В рациональной диаде Гамлет - Максим всё жёстко подчинено уставу и "уставным отношениям". На мужа- Максима возлагается обязанность защитника и хранителя устава семьи. За сохранность целостной, централизованной системы отношений отвечает он. И он обязан защищать супругу от унижений и оскорблений со стороны "старших по званию" родственников. В противном случае, жена - Гамлет посчитает его "предателем" с полным на то основанием. Времена рыцарских поединков и дуэлей на шпагах и пистолетах прошли, но от оскорблений (со стороны родителей) в этой диаде никто не застрахован и по сей день, а средств защитить честь семьи нет никаких. Осознавая себя "предателем", понимая всю свою несостоятельность в роли "защитника чести семьи", Максим иногда и сам уходит от жены - дуала. Просто потому, что не может постоянно чувствовать себя "виноватым" и находиться между "молотом и наковальней". Во второй квадре "виноватый" сам виноват в своих несчастьях. А деклатимы (в отличии от квестимов) склонны принимать на свой счёт и свою вину, и чужую (либо, склонны сваливать на других и свою, и чужую вину), потому что вина для них - понятие неразделимое (как и многие другие понятия).

Максим, видя, как по его вине разваливается его семья, портятся отношения с женой, с родными и близкими, впадает в шок, в ступор и очень тяжело переживает всё происходящее, но при этом помочь ни себе, ни другим не может: система развалилась - катастрофа! - конец света!

Для обоих, зависимых от системных отношений, дуалов ситуация оказывается непоправимой: нет системы, нет отношений, нет семьи - ничего нет!

Пример:
Молодой человек (Максим), заводской, рабочий парень, познакомился и дуализи­ровался с очаровательной медсестрой из заводской поликлиники. До свадьбы девушка жила в общежитии, а после свадьбы вместе с мужем переехала жить в дом к его родите­лям (в их трёхкомнатную, малогабаритную квартиру). Родители (отец - Максим, мать - Гюго) выделили самую большую комнату (15 метров). Ещё одну комнату занимала сестра мужа (Цезарь). Так они и жили в этой семейной коммуналке впятером - три хозяйки

Valid XHTML 1.0 Transitional
Соционика | Администратор | © В Соционике, 2014—2017